Невского района г. Санкт-Петербург Компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Виды занятий по развитию связной речи дошкольников Часть 3
Cлайд 2
Виды Описательный рассказ Рассказ по серии сюжетных картинок Пересказ Рассказ по картине Рассказ из личного опыта Разучивание стихотворений
Cлайд 3
Составление описательного рассказа Приемы работы 1. Вопросы взрослого по игрушке. 2. Образец взрослого. 3. План рассказа. 4. Оценка. Дополнительные приемы: подсказ дополнения детей наводящие вопросы
Cлайд 4
Составление описательного рассказа (по игрушкам, предметам, предметным картинкам) Важно: 1. Предварительная работа по сравнению предметов. 2. Проводится при прохождении каждой лексической темы. 3. Сравниваемые объекты перед глазами ребенка. 4. Закрепление в ходе продуктивных видов деятельности. 5. Учет индивидуальных особенностей речевого развития детей. 6. Первые рассказы – знакомая наглядная ситуация. Постепенное усложнение заданий.
Cлайд 5
Рассказ по серии сюжетных картинок Самостоятельное рассматривание картинок с последующим рассказом взрослого. 1. Детализация сюжетных картинок серии. 3. Рассказывание с одновременным выкладыванием картинок по сюжету (взрослый, затем ребенок) 2. Установление причинно-следственных связей (вопросы по содержанию картинок) с выбором соответствующих серии картинок. 4. Раскладывание картинок и составление рассказа детьми в соответствии с планом взрослого. 5. Совместное составление рассказа детьми с учетом последовательности. Полный рассказ одним ребенком. 6. Составление рассказа по своей серии самостоятельно. 7. Составление рассказа по памяти. 8. Составление детьми вопросов. На последующих занятиях:
Cлайд 6
Пересказ Используется при наличии фразовой речи. 2. Первичное ознакомление с художественным текстом. 3. Разбор и проговаривание незнакомых слов и понятий. 4. Повторное чтение художественного текста взрослым. 5. Пересказ детьми (с учётом индивидуальных особенностей ребёнка): От начала до конца; По частям; По ролям; С наглядностью; От лица героя; 1. Вступительная часть
Cлайд 7
Рассказ по картине 2. Установка на рассматривание картины. 3. Беседа по картине. Приёмы: 1. Договаривание конца фразы. 2. Дополнение рассказа одного ребёнка другим. 3. Кто интереснее расскажет по картине. 4. Составление рассказа по картине . 1. Предварительная работа
Cлайд 8
Рассказ из личного опыта Вступительная часть: беседа; иллюстративный материал; дидактическая игра. 2. Планирование рассказа. 3. Составление полного рассказа (рассказ по каждому из пунктов плана).
Cлайд 9
Разучивание стихотворений 1. Выразительное чтение стихотворения педагогом наизусть. 2. Нацеливание на заучивание. 3. Вопросы по содержанию. 4. Объяснение значения непонятных слов. 5. Построчное проговаривание хором и индивидуально. 6. Рассказывание стихотворения детьми. Приёмы: 1.Инсценировка при заучивании стихотворения 2.Выбор сюжетной картинки соответствующей тексту, предложенному взрослым. 3. Выбор сюжетной картинки и рассказывание соответствующего текста самостоятельно.
Cлайд 10
Детализация сюжетных картинок серии.
Cлайд 11
Установление причинно-следственных связей с выбором соответствующих серии картинок.
Cлайд 12
Пересказ детьми с наглядностью Пиктограмма Мнемотаблица
Cлайд 13
Материал на тему «Виды занятий по формированию связной речи дошкольников» подготовлен в рамках семинара-практикума для воспитателей подготовили учителя – логопеды ГДОУ №131 Юрченко Ольга Михайловна Екатерина Владимировна Комлева