Термин “кадровая политика” имеет широкое и узкое толкование: В широком смысле кадровая политика - система правил и норм в области работы с кадрами, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы, приводящая человече ский ресурс в соответствие со стратегией фирмы. В узком смысле кадровая политика - набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях работни ков и организации.
Cлайд 3
Основные задачи кадровой политики: обеспечить организацию опытными высококвалифицированными и заинтересованными работниками; эффективно использовать мастерство и потенциальные возможности каждого работника; создавать в организации условия для наиболее полного удовлетворения персонала своей работой; стимулировать и поддерживать стремление каждого работника к сохранению благоприятного климата на производстве; поддерживать среди работников интерес к достижению общей выгоды своего коллектива и организации в целом.
Cлайд 4
Основными направлениями кадровой политики организации являются: проведение маркетинговой деятельности в об ласти персонала; планирование потребности организации в персонале прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий; организация привлече ния, отбора, оценки и аттестации кадров, профориентация и трудовая адаптация и расстановка персона ла; разработка систем стимулирования и мотивационных меха низмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом, оплаты труда; рационализация затрат на персонал ор ганизации; разработка программ развития персонала с целью решения не только сегодняшних, но и будущих задач организа ции на основе совершенствования систем обучения, служебно го продвижения работников и подготовки резерва для выдви жения на руководящие должности; организация труда и рабочего места; разработка программ занятости и социальных программ эффективное распределение и использование заня тых в организации работников, рационализация их численно сти; управление нововведениями в кадровой работе; обеспече ние безопасности и охраны здоровья персонала; анализ причин высвобождения персонала и выбор наиболее рациональных его вариантов; обеспечение высокого уровня качества труда, тру довой жизни и результатов труда; разработка проектов совер шенствования управления персоналом организации и оценка социальной и экономической эффективности.
Cлайд 5
Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк: увольнять работников или сохранять (переводить на сокращенные формы занятости, использовать на несвойственных работах, на других объектах, направлять на длительную переподготовку и т.п.); подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку; набирать сополитике в современных условиях сводятся к следующему: кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии; кадровая политика должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т.е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированны на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия; поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т.е. исходить из его реальных финансовых возможностей; кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам. стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия; набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования и т.п. Общие требования к кадровой
Cлайд 6
В соответствии с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий выделяют следующие типы кадровой политики: Пассивная Реактивная Превентивная Активная Для такойоргани-зациихарактерноот-сутствиепрогноза кадровыхпотреб-ностей, средств оценки труда ипер-сонала, диагностики кадровой ситуации в целом. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренногореаги-рованиянавозни-кающиеконфлик-тныеситуации,ко-торыестремитсяпо-гаситьлюбымисред-ствами, зачастую без попыток понятьпри-чиныи возможные последствия. Руководствопредпри-ятияосуществляеткон-трольза симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновениеконф-ликтныхситуаций,от-сутствиедостаточноква-лифицированнойрабо-чейсилы для решения стоящих задач,отсут-ствиемотивации квысо-копродуктивномутруду. Руководствопредпри-ятияпредпринимаетме-рыпо локализациикри-зиса, ориентировано на -причин, которыепри-велик возникновению кадровых проблем. Кадровая служба подобных предприятий располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный период. В программах развития организации содержатся краткосрочный исредне-срочныйпрогнозыпот-ребностив кадрах, как качественный, так и количественный,сфор-мулированызадачи по развитию персонала. Основная проблема таких организаций — разработка целевых кадровых программ. Руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способнаразра-ботатьантик-ризисныекадро-выепрограммы, проводитьпосто-янныймониторинг ситуации икор-ректироватьиспол-нениепрограмм в соответствии с параметрамивнеш-нейи внутренней ситуацией.
Cлайд 7
Активная кадровая политика Рациональная кадровая политика руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. авантюристическая кадровая политика руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее.
Cлайд 8
В зависимости от степени открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава организации различают: Открытая кадровая политика Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности.