Презентация на тему
Обогащение словарного запаса детей, работа над лексическим значением слова – один из путей формирования коммуникативной компетенции
г. Северобайкальск МОУ «Гимназия №5» Педагогический проект Автор: Морозова Г. П. учитель начальных классов. 2009-2010 уч.г.
Cлайд 2
Ключевые компетенции № Название компетенции Сформированность умений 1. Информационная Работать с информацией. 2 Коммуникативная Общаться с другими людьми. 3 Социальная Сотрудничать с другими людьми. 4 Самообразование Готовность постоянно совершенствоваться.
Cлайд 3
Cлайд 4
Cлайд 5
Тема проекта: «Обогащение словарного запаса детей, работа над лексическим значением слова – один из путей формирования коммуникативной компетенции». Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга происходит из-за разного определения понятий. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова… и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка» с этими словами К. Д. Ушинского трудно не согласиться.
Cлайд 6
Цель проекта: создать условия для формирования активного лексического запаса младших школьников. Задачи: Изучить методическую литературу по проблеме, выбрать наиболее интересные и эффективные формы работы по пополнению лексики младших школьников. Расширить и активизировать словарь детей. Определить параметры мониторинга реализации проекта. Создать при помощи ИКТ сопровождение лексической работы на уроках и внеклассных занятиях.
Cлайд 7
Гипотеза: если обогащать речь детей за счёт интенсивной словарной работы, глубокого проникновения в смысл слова, то это поможет в воспитании речевой культуры и будет способствовать процессу формирования коммуникативной компетентности школьников. Стратегия: Изучение источников развития словаря детей. Определение основных линий словарной работы. Приёмы раскрытия значений слов. Активизация словаря. Использование ИКТ в работе по обогащению лексического запаса.
Cлайд 8
Cлайд 9
Ожидаемые результаты: Расширен словарный запас учащихся; Учащиеся используют новые усвоенные слова в собственных высказываниях; Из активного словаря детей устранены диалектные, вульгарные слова; У учащихся сформированы такие компетенции как: -умение использовать различные источники информации; -коммуникативные и адаптивные качества; - умения работать в сотрудничестве; - самоорганизация;
Cлайд 10
Продукт Книжки – малышки с творческими работами детей. 2. Словарик фразеологизмов с иллюстрациями детей. 3. Мультемедийные презентации «Устаревшие слова», «Фразеологизмы».
Cлайд 11
Сроки реализации проекта: сентябрь –декабрь 2009 года. Этапы проекта:
Cлайд 12
1.Подготовительный этап.
Cлайд 13
Cлайд 14
Для успешной работы в данном направлении необходимо специальное отслеживание результатов учебного процесса, так называемый педагогический мониторинг. Проверочные работы, подобранные для мониторинга речевой деятельности, характеризуют развитие мышления с разных аспектов: восприятие и понимание словесной информации, установление логико – смысловых связей, обобщение содержания, составление конспекта, плана, аннотации, собственного текста, выделение главной информации.
Cлайд 15
1 уровень Говорит связанными предложениями, может дать развёрнутую характеристику объекту или явлению. 2 уровень Речь состоит из предложений и отдельных слов, заменяющих предложение. Характеристику явления даёт в виде малосвязных мыслей. 3 уровень Предложения в речи используются мало, в основном произносятся отдельные слова. Испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления. 4 уровень Речь в основном состоит из междометий и частиц. Содержание высказываний улавливается с трудом.
Cлайд 16
Показатель речевой деятельности в процентном отношении до проекта.
Cлайд 17
2. Основной этап. Исследование 1. Первый раздел, который изучается по чтению в начальных классах – это устное народное творчество. В произведениях фольклора встречается много устаревших слов, а в современных изданиях сказок и пословиц редко даются сноски с пояснениями. Я решила провести исследование «Устаревшие слова» Цель: ознакомить детей со старинными названиями предметов быта и одежды, встречающиеся в русских народных сказках и пословицах. Задачи: подобрать русские народные сказки и выписать из них встретившиеся устаревшие слова, обозначающие предметы быта и одежды, проанализировать также пословицы и поговорки, определить значения найденных устаревших слов, составить из них словарь в помощь учащимся.
Cлайд 18
Диаграмма отображающая кол-во знакомых устаревших слов
Cлайд 19
Формирующий эксперимент 1. Исследование русских народных сказок, пословиц и поговорок: выписать устаревшие слова; найти в толковых словарях их объяснение. Составить словарь устаревших слов. Выполнить творческое задание: используя устаревшие слова составить свою сказку. Оформить свою работу в виде книжки-малышки. Провести классный час «Старину мы помним, старину мы чтим».
Cлайд 20
Cловарь устаревших слов. Босовики – домашние туфли; их носили на босу ногу. Броня – одежда из металлических пластинок или колец. Веретено – деревянная точёная палочка, стержень, на который навивается нить, вытягиваемая из кудели. Воз –колёсная повозка или сани с кладью. Горница – чистая половина крестьянской избы. Гребень –высокая гребёнка для поддержания и укрепления женской причёски. Голик – берёзовый веник из листьев. Душегрейка –тёплая женская кофта, обычно без рукавов, со сборками на талии. Жерновцы – ручная мельница. Зипун – русская крестьянская верхняя одежда – суконный кафтан без воротника. Золотник – русская мера веса, равная 4, 26 грамма. Залавок – низкий шкаф в избе, у печи, где держат еду. Запон – широкий фартук. Изба – деревянный крестьянский дом. Кафтан – старинная мужская долгополая одежда. Кокошник – нарядный женский головной убор. Кнут – большая плеть
Cлайд 21
18. Колпак – мягкий конусообразный головной убор. 19 . Короб – изделие из луба, бересты, служащее для упаковки, хранения чего-нибудь. 20. Коромысло – предмет для ношения двух вёдер на плече. 21. Кринка – глиняный горшок для молока. 22. Лапти – крестьянская обувь, сплетённая из лыка (бересты, верёвок) охватывающая только стопу. 22. Ларец – искусно сделанный ящичек для хранения драгоценностей (шкатулка, сундучок). 23. Лукошко – небольшая ручная корзина из лубка или прутьев. 24. Мошна – предмет для хранения денег. 26. Полати – старинная русская кровать. 27 Порты- русская крестьянская одежда (брюки). 28 Прялка – приспособление для прядения . 29 Решето – предмет для просеивания чего-нибудь. 30 Сани – зимняя повозка на полозьях. 31 Скалка – длинный деревянный валик для раскатывания чего-нибудь. 32 Соха – примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
Cлайд 22
33. Ступа – тяжёлый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-нибудь. 34. Сундук – тяжёлый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком. 35. Сусек – закром. 36. Тулуп – длинная, обычно не крытая сукном, меховая шуба из овчины без перехвата талии, с высоким воротником. 37. Тунок – посуда из берёзовой коры. 38. Ухват – надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, чугунков, которые ставятся в русскую печь. 39. Ушат – таз. 40. Телега – четырёхколёсная повозка для перевозки грузов на лошадях. 41 Чулан – помещение в доме, служащее кладовой. 42 Цитра – небольшой щипковый музыкальный инструмент. 43. Хомут, дуга – части упряжи лошади. 44. Хоромы – большой жилой дом богатого хозяина. 45. Шлык – шапка.
Cлайд 23
Творческие работы учащихся. Используя устаревшие слова из русских народных сказок и пословиц, ребята сочинили свои сказки и оформили их в виде книжек-малышек. Вот некоторые из них. Настя в сказке. Как-то раз читала я сказки Пушкина: о царе Салтане, о золотом петушке, о золотой рыбке, про лукоморье. Улеглась я вечером спать и приснился мне чудный сон… Попала я в белокаменное царство. Предстали передо мной прекрасные хоромы, золотом отделанные, коврами уложенные. Перед входом стоят украшенные жемчугом босовики. Надела я их и пошла по ковровой дорожке…» Кравцова Настя
Cлайд 24
Кто важнее. Жили в одном селе Иван да Марья. Был у них большой сундук, в котором лежали разные вещи: лапти, шлык, босовики, душегрейка, сарафан, порты, кафтан, тулуп, кокошник, босовики. Стали вещи спорить о том, кто из них важнее. На улице было лето. Поехали Иван с Марьей в соседнюю деревню в гости. Марья надела сарафан, кокошник, а на ноги – босовики. Иван нарядился в рубаху, порты и лапти…» Змеев Максим Волшебные лапти. На берегу реки стояла изба. Жили в ней бабушка, дедушка и их внучка Машенька. Однажды пошла Маша погулять и поранила ножку. Пришла домой и плачет. Дедушка пожалел её, взял топор и пошёл в лес. Там он наготовил лыка, из которого сплёл внучке лапти…» Шубина Лера.
Cлайд 25
24 октября был проведён классный час «Старину мы помним, старину мы чтим», на котором ребята демонстрировали свои книжки – малышки.
Cлайд 26
Cлайд 27
Мониторинг исследования «Устаревшие слова» В конце октября я провела второй опрос на знание устаревших слов. Выяснилось, что теперь наибольшее количество усвоенных слов -32 (было 9), наименьшее-8 (было 2).
Cлайд 28
Результатом моей работы над исследованием «Устаревшие слова» стало то, что учащиеся: - Расширили свой словарный запас ( в среднем стали знать в 4 раза больше устаревших слов); Научились уважительно и творчески обращаться со словом; Появилась потребность в самостоятельной творческой работе; Повысился уровень развития внимания, наблюдательности, памяти, фантазии; Ученики умеют пользоваться словарями; Самостоятельно работают с текстом; Умеют работать к парах, в коллективе; Самостоятельно добывать и обрабатывать информацию.
Cлайд 29
Исследование 2. Что такое фразеологизм ? Представим, что у нас возникла мысль о крайней необходимости что-либо совершить. Эту мысль можно выразить одним словом «непременно» или словосочетанием «сколько бы труда мне это ни стоило». Но ведь существует готовый , очень точный оборот «во что бы то ни стало»! Этот и есть фразеологизм. Исследование по данной теме будет организованно во 2 четверти (ноябрь-декабрь) 2009-2010 уч. года. Запланировано 3 этапа в этом исследовании:
Cлайд 30
Cлайд 31
Задания для викторины Какое из двух сочетаний является фразеологизмом и почему? а) золотое кольцо, золотые руки б) волчий хвост, волчий аппетит в) горькая микстура, горькая правда На загадку дай отгадку. а) Не цветы, а вянут.(уши) б)Его вешают, приходя в уныние (нос). в)Он в голове у несерьёзного человека (ветер) Какое слово используется в этих фразеологизмах? а) Как ___ сняло. Из ___ вон. Мастер на все ____. Сидеть сложа ____. б) Не в бровь, а в __. ___ на лоб полезли. __ на мокром месте. в) Толочь ___ в ступе. Как в ___ канул. Много _______ утекло. Рассказать о значении и происхождении фразеологизмов: а) На воре шапка горит. б) Казанская сирота. в) Спустя рукава.
Cлайд 32
3. Заключительный этап
Cлайд 33
Список литературы. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Официальные документы в образовании. 2002г. Лебедев О. Е. «Компетентностный подход в образовании» «Школьные технологии», 2004 г. №5. с. 3-12 Лёвушкина О. Н. «Словарная работа в начальных классах», Пособие для учителя – М,Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002, с 96. Бобровская Г. В. «Обогащение словаря младших школьников», «Русский язык» №6, с 76. Конкина Ю. А. «Словарно- орфографическая работа на уроках русского языка», «Русский язык» №7, с25 Нечаева Н. В. «Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников», -Москва; Федеральный научно-методический центр им. Занкова Л.В.,1996г.