Научное педагогическое исследование ОЭР в педагогической практике Алексеева Е.В.
Cлайд 2
Научное педагогическое исследование Процесс формирования новых педагогических знаний Вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития
Cлайд 3
Сложность педагогического исследования Неповторимость, неоднозначность протекания педагогических процессов и явлений Зависимость педагогического процесса от личности педагога, исследователя и других субъективных факторов Трудности в использовании лабораторных методов исследования и замеров получаемых результатов Ограниченность использования методов математической статистики Достаточно обобщенный характер полученных выводов
Cлайд 4
Уровни педагогического исследования Эмпирический (практический) Теоретический Методологический
Cлайд 5
Эмпирический уровень Устанавливаются новые факты в науке и выводятся эмпирические закономерности Накопление, отбор, сопоставление, мыслительный анализ и синтез, количественная и качественная обработка полученных в ходе практического исследования педагогических факторов
Cлайд 6
Теоретический уровень Выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты
Cлайд 7
Методологический уровень На базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории Исследования этого уровня называют фундаментальными Они представляют собой крупный научный вклад в исследуемую область
Cлайд 8
Методологические принципы НПИ Объективность и обусловленность педагогических явлений определенными условиями, факторами, причинами Целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов Изучение явлений в его связях и взаимодействии с другими явлениями Изучение явления в его развитии
Cлайд 9
Основные компоненты НПИ Тема исследования – лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т.е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.
Cлайд 10
Основные компоненты НПИ Объект исследования – сфера (область) поиска. Объектами ПИ могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива).
Cлайд 11
Основные компоненты НПИ Предмет исследования – ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений.
Cлайд 12
Основные компоненты НПИ Проблема исследования – тот вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении.
Cлайд 13
Основные компоненты НПИ Цель исследования – выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.
Cлайд 14
Основные компоненты НПИ Задачи исследования - конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать0 и т.п.
Cлайд 15
Основные компоненты НПИ Гипотеза исследования – предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор исследования давал новое видение или понимание того, что он исследует.
Cлайд 16
Все компоненты должны быть между собой взаимосвязаны, одно вытекать из другого и им определяться
Cлайд 17
Логика научного Исследования (алгоритм) 1. Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования. 2. Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы. 3. Составление списка литературы по проблеме исследования.
Cлайд 18
Логика научного Исследования (алгоритм) 4. Определение общей методики и методов исследования, базы исследования. 5. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятия, на которых строиться исследование). 6. Изучение опыта решения данной проблемы на практике.
Cлайд 19
Логика научного Исследования (алгоритм) 7. Сбор констатирующего материала. 8. Анализ и обобщение полученных результатов и построение на их основе гипотезы-предположения о возможном способе разрешения возникающей проблемы. 9. Разработка методики проверки гипотезы.
Cлайд 20
Логика научного Исследования (алгоритм) 10. Проведение ОЭР (пилотный (пробный) и преобразующий (формирующий) эксперименты, опытная работа). 11. Проведение контрольных срезов. 12. Анализ и обобщение полученных результатов, формулировка теоретического обоснования проведенного исследования.
Cлайд 21
Логика научного Исследования (алгоритм) 13. Выработка практических рекомендаций. 14. Оформление и литературная редакция текста.
Cлайд 22
Методы педагогического исследования Методы ПИ – способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Cлайд 23
Методы педагогического исследования Методика ПИ – упорядоченная совокупность приемов, способов организации и регуляции педагогического исследования, порядок их применения и интерпретация полученных результатов при достижении определенной научной цели.
Cлайд 24
Принципы отбора Методов исследования Использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократной проверки на большом материале получаемых результатов, длительных наблюдений. Соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям исследователя и исследуемых. Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам исследования, учебно-воспитательному процессу. Принципы отбора Методов исследования
Cлайд 25
Методологическим обоснованием методов ПИ в отечественной науке являются подходы Деятельностный Личностный Системный
Cлайд 26
Группы общенаучных методов, используемых в педагогике Общетеоретические: анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классификация. Социологические: анкетирование, интервьюирование, рейтинг. Социально-психологические: социометрия, тестирование, тренинг. Математические: ранжирование, шкалирование, корреляция.
Cлайд 27
Группы методов ПИ Теоретические сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы и документов; анализ базовых понятий исследования; методы причинно-следственного анализа изучения явлений; прогнозирование.
Cлайд 28
Группы методов ПИ Эмпирические Методы сбора и накопления данных: наблюдение, опросы (беседа, анкетирование, тестирование, интервью); анализ документов и продуктов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта и др.
Cлайд 29
Группы методов ПИ Эмпирические Методы оценивания: самооценка, рейтинг методов обобщения независимых характеристик, педагогический кронсилиум и др.
Cлайд 30
Группы методов ПИ Эмпирические Методы изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях: педагогический эксперимент (естественный, лабораторный; пилотный, констатирующий, формирующий); опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.
Cлайд 31
Группы методов ПИ Эмпирические Методы контроля и измерения: шкалирование, срезы, тесты и др. Методы обработки данных: математические, статистические, графические, табличные и др.
Cлайд 32
Литература Валеев Г.Х. Гипотеза педагогического исследования Валеев Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования Ковкина Ф.Н. Методика отслеживания хода и промежуточных результатов опытно-экспериментальной работы Н.Н., 2000
Cлайд 33
Литература Новикаова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Научно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2002. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе. М.: АПКиПРО, 2002. Сиденко А.С. Нужен ли эксперимент практику?//Школьные технологии, 1997, № 1. Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента?//Директор школы
Cлайд 34
Литература Галеева Н.Л. Учитель в пространстве педагогического эксперимента//Биология в школе № 7, 2003. Новиков А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения//Дополнительное образование, 2002, №№ 4, 5, 8, 9
Cлайд 35
Литература Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлению ее результатов. Для студентов и аспиратнов. М.: АПКиПРО, 2005. Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. М.: АПКиПРО, 2004.
Cлайд 36
Литература Диагностика учебных материалов. Методический сборник. Выпуск 6. М., 1994 Апробация учебной литературы. Информационный сборник. Выпуск 5. М., 1994. Шкабара И.Е. Роль аналитической деятельности в педагогическом мониторинге//Мониторинг образовательного процесса, 2003, № 6