Коммуникативная культура – это профессионально значимое качество личности, которое включает в себя коммуникативные умения, ценности, опыт, позволяющие достигать взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Искусство общения проявляется в ситуациях межличностного взаимодействия.
Cлайд 3
компетентность (коммуникативные знания, умения и опыт их применения); направленность (отношение педагога к коммуникативной деятельности, к партнёру по общению, к себе как субъекту педагогической коммуникации); гибкость (находчивость, нестандартное мышление, эмоциональная саморегуляция).
Cлайд 4
Пассивный - отношение к коммуникативной деятельности как способу проявить себя, незаинтересованность в межличностных отношениях, наличие неадекватной самооценки. Активный – отношение к общению как способу активного взаимодействия, стремление к данному взаимодействию на основе ценностных отношений, адекватная самооценка. Креативный – отношение к общению как способу достижению понимания, уважительное отношение к партнёру по коммуникации, чувство собственного достоинства.
Cлайд 5
Свободная ориентация в новых коммуникативных ситуациях. Нестандартный подход к решению коммуникативных задач. Сочетание эмоциональной устойчивости с эмоциональной экспрессивностью.
Cлайд 6
личностная заинтересованность учителя в деле, в общении с детьми, оперативное эмоциональное сопереживание – важнейший профессиональный компонент педагогического общения.
Cлайд 7
Игра «Что случилось?» Эмоциональные состояния: страх радость удивление ирония злость издевательство удовольствие Произносим фразу, обращённую к классу: «Так, дорогие мои…»
Cлайд 8
1. Почему я должен рассказать вам об этом? 2. Почему я должен рассказать вам об этом? 3. Почему я должен рассказать вам об этом? 4. Почему я должен рассказать вам об этом? 5. Почему я должен рассказать вам об этом? 6. Почему я должен рассказать вам об этом?
Cлайд 9
Методы и формы, способствующие формированию коммуникативной культуры самопрезентация театрализованная игра актёрский этюд инсценирование монтаж игротека диалог хоров драматизация пантомима брифинг дискуссия творческий показ
Cлайд 10
Педагогический потенциал данных методов и форм заключается в проживании и переживании реальных жизненных и игровых ситуаций; смене социальных, педагогических и драматических ролей; активном действии и взаимодействии; в опыте разрешения конфликтных и коммуникативных ситуаций; в рефлексии переживаемого состояния; в осмыслении своего отношения к ситуации.
Cлайд 11
Пересказ сказки (например, «Колобок») в выбранном жанре (детектив, комедия, трагедия, любовный роман…) Задача зрителей: угадать жанр, оценить соответствие исполнения заданным условиям и умение работать коллективно.
Cлайд 12
Для успеха в педагогическом общении необходимы: психологическая раскрепощённость физическая раскрепощённость речевое искусство, артистизм, постановка голоса, логика речи.
Cлайд 13
Самостоятельность мышления Неравнодушие, интерес Хорошее знание языка Знание свойств и особенностей языковых стилей Тренировка речевых навыков
Cлайд 14
Это владение своим психоэмоциональным состоянием, своим голосом, интонацией, мимикой. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением». Выготский
Cлайд 15
Аффект – это естественная реакция учителя на вызывающее поведение ученика, имеющая своей целью вызвать чувство стыда и раскаяния у воспитанника. способных повлиять на учеников в нужном для педагога направлении.
Cлайд 16
Это нахождение учителем неожиданного педагогического решения в ходе урока или общения и практически мгновенное его воплощение
Работая в современной школе, учитель не имеет права не импровизировать. Надо быть готовым творить и искать наилучшее решение для эффективного взаимодействия с учениками. «Низкая эмоциональная культура, неумение владеть формой эмоциональных переживаний и читать чужие эмоции. Для педагога это губительно». «Учительская газета» У.П. Короленко
Cлайд 19
1 группа Характеристика ученика (личностные качества, успеваемость, статус в классе, отношение к окружающим ) 2 группа Возможные причины опоздания 3 группа Возможные реакции учителя (позитивные, негативные)
Cлайд 20
Формы осуществления педагогической импровизации Словесное действие (в форме монолога, диалога, остроумной реплики или фразы) 2. Физическое действие (в форме взгляда, жеста, поступка) 3. Словесно-физическое действие (в форме игры, розыгрыша, импровизиро-ванного спектакля)
Cлайд 21
для формирования способности к импровизации необходима не только уверенность в себе, но и способность подстраиваться под изменяющуюся ситуацию, профессиональные качества, спонтанность общения, умение находить творческое решение.
Cлайд 22
Несколько правил практической диалогики Принимать другого таким, как он есть, помочь другому познать себя, людей, мир, воспитать другого можно, только воспитывая себя, обучить общению можно только в общении, слушать – тоже общение, трудность общения есть одновременно трудность познания.
Cлайд 23
Уметь понять позицию другого в общении. Владеть средствами невербального общения (мимика, жесты). Быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним. Не бояться обратной связи от ученика. Уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно. Уметь поддерживать равное отношение ко всем детям. Уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической деятельности.
Cлайд 24
!!! Оптимальное общение – это не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми – это не язык команд и послушания, а язык доверия. Эффективное общение с коллегами, родителями, учащимися – важнейшая составляющая профессионализма учителя.