Конференция по духовно- нравственному воспитанию «Система духовно- нравственного воспитания в образовательном учреждении» Круглый стол «Духовно-нравственное воспитание. Нравственные качества личности» г. Волжск, март 2011
Cлайд 2
Цель и задачи круглого стола Цель - дать представление о православном воспитании учащихся Задачи: 1. Определиться с рядом понятий. 2. Обсудить проблемные вопросы. 3. Познакомиться с видами деятельности по формированию нравственных качеств личности.
Cлайд 3
Вопросы для обсуждения Понятия «духовность» и «нравственность» Светскость государства и образования Почему в основе воспитания - православная христианская традиция Цели и задачи духовно-нравственного воспитания Нравственные качества личности Виды деятельности по формированию нравственных качеств личности
Cлайд 4
Духовность и нравственность Это базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность). Нравственность - способы действия, нормы поведения, поступки людей. Духовность – самое высокое к чему стремится человек, направленность его души. Самое высокое может быть очень низким
Cлайд 5
Нормативно-правовая база Конституция России Статья 14. 1.Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28. Каждому гарантируется...свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Cлайд 6
Принцип светскости государства и образования Разделение сфер деятельности и компетенции государства и Церкви. Светское государство – не значит атеистическое - это такое государство,в котором власть принадлежит мирским, гражданским, а не духовным властям. Означает,что государственная школа не находится ни в административной, ни в финансовой зависимости от какой-либо церковной организации и не ставит своей задачей подготовку клириков.
Cлайд 7
Нормативно-правовая база Закон об образовании Закон о свободе совести и религиозных объединениях в п. 4 статьи 5 «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».
Cлайд 8
Нормативно-правовая база Концепции духовно-нравственного воспитания России и РМЭ Программа патриотического воспитания детей и молодежи Договор о сотрудничестве Министерства образования и науки РФ с Московским патриархатом Договор о сотрудничестве Министерства образования и науки РМЭ с Марийской епархией РПЦ
Cлайд 9
Основные положения концепции духовно-нравственного воспитания Современное прочтение принципа светскости государства и образования Православная традиция как государство - и культуро-образующая Триединство человеческой сущности: духа, души и тела
Cлайд 10
Православная духовность Духовен тот, кто наиболее уподобился Богу, т.е. стал богоподобен. Идеал – Иисус Христос. Основные характеристики – смирение и любовь. Объективное видение человеком самого себя – внимание к себе, способность увидеть в себе зло (грех). Покаяние – изменение образа жизни, ума, направления деятельности, самосовершенствование через самопознание.
Cлайд 11
Объект духовно-нравственного воспитания Сердце – главный источник духовной жизни, центр эмоционально-мотивационной сферы, от расположений которого зависит весь строй чувств, мыслей, желаний и действий личности. Это происходит благодаря высшей способности сердца – способности любить.
Cлайд 12
Цель духовно-нравственного воспитания «Возвышение» сердца, научение его любви. Выбор правильного направления развития личности.
Cлайд 13
Задачи духовно-нравственного воспитания Выбор определенных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка. Воспитание «меры» любви в зависимости от ее объекта.
Cлайд 14
Культурологический подход Культурологическое образование Религиозное образование Цель – передача знаний о культуре Цель- приведение детей к религиозной практике Задача- передать смысл религии, её символов на языке современной культуры Задача- добиться согласия учеников с верой той религиозной группы, от имени которой ведется преподавание Говорит о людях, верящих в Бога. Говорит о Боге
Cлайд 15
Нравственные качества личности Базисные: долг, ответственность, честь, достоинство, обязательность, правдивость, милосердие, искренность, миролюбие, кротость, смирение Периферийные (вторичные): целомудрие, честность, бескорыстие, хлебосольство и т.д.
Cлайд 16
Виды деятельности по формированию нравственных качеств личности Поздравления с праздником (или днем памяти святого) Запись предложения «для души» Работа с текстами произведений Рассмотр иллюстраций, сопровождающий беседой Сочинения на определенную тему Анализ нарушения дисциплины в классе Работа с родителями