Проверим себя?! Почему обращаясь к сущности человека, мы спрашиваем, что такое человек, а не кто такой человек?
Cлайд 3
Проверим себя?! Каковы основные (сущностные) отличительные признаки человека?
Cлайд 4
Проверим себя?! Какие науки изучают человека? Какие проблемы изучения человека можно отнести к вечным, а какие к актуальным?
Cлайд 5
Определите элементами чего являются следующие явления: Духовная сфера Политическая сфера Экономическая сфера Социальная сфера
Cлайд 6
Человек как духовное существо
Cлайд 7
Духовный мир человека. Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разум, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое сознание новых. У человека, у которого высоко развита духовная жизнь, духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. У духовного человека мотивом и смыслом жизни становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности.
Cлайд 8
Усвоение определенных ценностей создает ценностные ориентации - осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними. Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.
Cлайд 9
Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
Cлайд 10
Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле
Cлайд 11
Задание: стр.36-39 1. Как складывалась мораль (или кто устанавливает моральные нормы). 2. Докажите, что моральные нормы вырабатывались тысячелетиями. 3. Что значит категорический императив. 4. Моральные категории.
Cлайд 12
Категорический императив это безусловно принудительное требование, не допускающие возражений, обязательное для всех людей.
Cлайд 13
«Золотое правило нравственности» «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе!». Хилон
Cлайд 14
Задачи морали мораль оценивает воспитывает регулирует
Cлайд 15
Мораль оценивает Государство Правовая оценка Моральная оценка ?
Cлайд 16
Стыд Достоинство Раскаяние Самооценка Совесть
Cлайд 17
«Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!» А.С.Пушкин «Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека не чиста». Маргарита Наваррская «Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое!» Г.Р.Державин
Cлайд 18
Совесть это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Cлайд 19
Выделите те положения, которые являются ценными для вас в жизни. Хорошая учёба Понимание родителей Посещение театров и музеев Верные друзья Уважения класса Чтение Хорошее отношение учителей Домашние животные Спортивные успехи Карманные деньги на расходы Модная одежда
Cлайд 20
Выпишите, что вы никогда не сможете простить человеку, с которым дружите или кого уважаете. Объясните почему. Дополните список. Хамство ? Слабость характера Грубость ? Предательство Жадность подлость ?
Cлайд 21
Важнейшая ценность для любого человека – это жизнь. но порой люди ею рискуют. Прочтите тексты и определите, во имя каких ценностей люди рисковали жизнью. Два друга-альпиниста в горах попали под обвал камней. Один серьёзно пострадал, а второй спас его , рискуя собственной жизнью. Во время эпидемии тифа врач помогал больным, хотя знал, что эта болезнь. В 1941 году на фронт уходили тысячи добровольцев, чтобы сражаться с фашистскими войсками, напавшими на нашу страну. Предложите Вашу ситуацию.
Cлайд 22
А что такое ценности? Ценности -это положительная значимость чего-либо, не подвергающееся сомнению. Нравственные ценности служат идеалом для всех людей. Семь фундаментальных ценностей: Истина, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода, Красота.
Cлайд 23
Укажите, что вы себе никогда не позволяете в общении с человеком, которого любите и кем дорожите. Объясните почему. Добавьте свои варианты. Нагрубить Говорить неправду ? Обмануть Повысить голос ? Неопрятно выглядеть ?
Cлайд 24
Что такое идеал? Идеал образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.
Cлайд 25
Патриотизм ценностное отношение Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. гражданственность
Cлайд 26
Мировоззрение и его роль в жизни человека Мировоззрение- это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Cлайд 27
Классификация типов мировоззрения. Обыденное мировоззрение. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Такое мировоззрение формируется стихийно. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека.
Cлайд 28
Научное мировоззрение Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.
Cлайд 29
Религиозное мировоззрение. Религиозное мировоззрение-мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. В религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души.
Cлайд 30
Мировоззрение и деятельность человека Приведите примеры
Cлайд 31
Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
Cлайд 32
Вопросы 2. Для многих выбросить мусор в неподобающем месте - невелика беда. Представьте, что вы съели конфету. Что вы сделаете с обёрткой? А)Незаметно выбросите куда-нибудь Б) Поищете мусорную корзину В) Положите в карман, чтобы выбросить в ближайшую урну для мусора Г) Откровенно выкинете тут же на землю 1. Если человек нарушил нормы права, его наказывают, а если он совершил некрасивый поступок, в чем будет заключатся его наказание?