механизмы финансирования, включая оплату труда структура управления стандарты для всех дисциплин инструменты измерения качества образования: ЕГЭ, ГИА Б. Особенности реализации: реформирование «сверху вниз»: администрирование - основной ресурс, трансформации носят тотальный характер, не учитываются локальные особенности использование новых институтов требует новой культуры - накапливается «усталость» от изменений Стратегия 1. Трансформация системы в целом – исправление институтов Стратегия 2. Ликвидация отставания – целевые программы А. Направления реализации стратегии в постсоветский период: информатизация введение новых предметов: экономика, право профильное обучение требует проектного подхода с жестким управлением, необходимы значительные ресурсные вложения Необходимо обновление учительского корпуса
Cлайд 3
А. Направления реализации стратегии – в которых российское образование имеет сравнительные преимущества и перспективный потенциал, отвечающие приоритетам модернизации страны которые могут стать «зажиганием» и двигателем системного обновления являющиеся глобально конкурентоспособными (отвечающие на глобальные вызовы) Б. Особенности реализации: используется уже существующий потенциал – не надо строить с нуля, есть инициатива «снизу» - не требуется административного давления, распространение образовательных технологий «по горизонтали», нет конфликта со сложившимися традициями и культурой, нет сопротивления и имитации обновление системы образования происходит легче и дешевле
Cлайд 4
В среднем образовательные достижения российских школьников по всем исследованиям сравнимы или превосходят аналогичные показатели стран с таким же уровнем ВВП Россия опережает большинство стран мира, включая самые развитые в области сформированности читательских умений выпускников начальных классов (PIRLS 2006) по качеству академического математического и естественнонаучного образования (TIMMS 2007) по качеству подготовки будущих учителей начальной школы и математики (TEDS) Россия входит в число мировых лидеров по показателям доступности школьного образования В целом российская система школьного образования относится к категории «неплохих – хороших» по классификации МакКинзи и имеет потенциал, чтобы стать отличной Вместе с тем в основной школе не удается закрепить хорошие результаты начальной школы – российские старшеклассники отстают от лидеров в применении знаний в области чтения, математики и естественных наук (PISA 2009) в российских школах аномально много детей, не осваивающих базовую программу и недостаточно школьников, показывающих высшие результаты
Cлайд 5
Математическое образование Развивающее обучение в начальной школе Грамотность и чтение классики Технологии поддержки отстающих Коллективные воспитательные практики Выдающиеся инновационные (авторские) школы Внешкольная работа с одаренными и мотивированными детьми
Cлайд 6
Этап 1. Поиск и разработка перспективных образовательных технологий в конкурентоспособных направлениях Участники: ведущие университеты , инновационные школы и экспериментальные площадки Этап 2. Продвижение инновационных технологий Участники: инновационные сети, институты подготовки педагогов
Cлайд 7
Вертикально-горизонтальный механизм экспериментальных площадок, соединенных в инновационные сети с участием исследователей и разработчиков ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ: развитие исследований и разработок на базе ведущих университетов, разработка новых учебных и методических материалов широкое международное партнерство в области исследований и разработок, включая создание международных коллективов инкубаторы и экспериментальные площадки, ориентированные на апробацию, оценку эффективности и распространение новых технологий дополнительная (в том числе конкурсная) поддержка успешных учителей, использующих эти технологии обновление содержания подготовки учителей и менеджеров образования финансовая поддержка экспериментальных площадок «длинными грантами» конкурсная поддержка региональных проектов распространения новых технологий изменение содержания олимпиад, ЕГЭ и других элементов системы оценки качества образования для отражения эффектов новых технологий
Cлайд 8
Нормативное закрепление инновационной и экспериментальной деятельности в образовании Укрепление кооперации инновационных школ и ведущих университетов (вплоть до объединения) Нормативное оформление финансовой поддержки педагогов и школ, ведущих инновационную и экспериментальную деятельность Нормативное закрепление государственной поддержки внешкольной работы с одаренными и мотивированными школьников, в том числе проводимой организациями некоммерческого сектора Нормативное закрепление возможностей зачета образовательных достижений из внешкольных или дистанционных программ
Cлайд 9
Математическое образование Поддержка целостных инновационных школьных проектов (особенно массовых школ в трудных условиях) Российская классическая литература и развитие письма и чтения Развитие мышления в школе (развивающее обучение) Дополнительное образование по математике, технологиям и естественным наукам