Образовательная технология «Развитие критического мышления для формирования мыслительной деятельности»
Cлайд 2
Критическое мышление - это открытое оценочное мышление, не принимающее догм и развивающееся путём наложения новой информации на личный опыт. Технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, учитывая его многополярность.
Cлайд 3
Структура построения уроков Стадия Содержание вызов Стадия позволяет: Актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания. Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности. осмысление Стадия позволяет: Получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями. рефлексия Стадия позволяет: Обобщить полученную информацию Формировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
Cлайд 4
Некоторые приёмы развития критического мышления Кластер («гроздь») – графический приём систематизации материала. «Верные, неверные высказывания». Игра «Верите ли вы?» или «Данетка. «Пометки на полях» (ИНСЕРТ) – использование ряда маркировочных знаков, которые ставятся на полях по мере чтения текста (активное чтение). Написание синквейна – в кратких выражениях резюмируется учебный материал. «Корзина идей». «Зигзаг».
Cлайд 5
Пометки на полях (инсерт) Галочка – Плюс – Минус – Вопрос – отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень достоверности её не имеет значения. отмечается новое знание, новая информация. отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися представлениями. отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений.
Cлайд 6
Условные обозначения: « v » - я это уже знал « + » - новое для меня « - » - думал иначе « ? » - есть вопросы, нужна дополнительная информация
Cлайд 7
Корзина (идей, понятий, имён) Ученик записывает в тетради всё, что ему известно по проблеме. Обмен информацией в парах или группах. Называние по кругу сведений, фактов. Учитель записывает всё на доске (правильные и неправильные версии, без комментариев). Связывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информации.
Cлайд 8
Графические организаторы (кластеры) Выделить главные смысловые единицы в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевыми словами смысловые единицы (категории информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.
Cлайд 9
Пример кластера Образовательный процесс содержание участники Предметные области методы
Cлайд 10
Синквейн (от англ. «путь мысли») Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идёт речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова. Глаголы, обозначающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырёх слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Cлайд 11
Пример синквейна: Учитель. Суетливый, крикливый. Объясняет, объясняет и ждёт. Когда окончится эта пытка? Бедолага.
Cлайд 12
Пример синквейна: Учитель. Душевный, открытый. Любящий, идущий, думающий. Много идей – мало времени. Призвание.
Cлайд 13
Зигзаг Класс делится на четверки, которые меняются на каждом уроке, с тем, чтобы возникали неожиданные новые комбинации. Затем ребятам предлагается рассчитаться на 1, 2, 3, 4, таким образом у каждого члена группы появляется свой номер. После этого учитель предлагает школьникам обратиться к материалу урока, это может быть параграф учебника, статья, отдельно отпечатанный материал, задачи по определенной теме. Кратко обсуждается тема, ставится задача – разобраться в данном материале, к концу урока каждый член группы должен понять тему. Однако растолковывать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом. Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые – за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и т. д. Теперь это уже экспертные группы; их задача: изучить материал, обсудить его и объяснить своим партнерам по учению в группе 2-го состава. По завершении работы формируются новые группы, в составе которых есть учащиеся с номерами 1, 2, 3, 4.
Cлайд 14
Лекция со «стопами» Лекция читается «дозированно». После каждой смысловой части делается остановка, идет обсуждение проблемного вопроса, поиск коллективного ответа на основной вопрос или выполняется групповое или индивидуальное задание
Cлайд 15
Ресурсы Интернета Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.Ct – net.net/ru/rwct_tcp_ru Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php? subject=9 Газета «Первое сентября» http://ps/1september.ru/newspaper.php&year=2004& num=70 http://kmspb.narod.ru/