Код презентации скопируйте его
Формирование навыков беглого и осознанного чтения младших школьников как средство развития мыслительной деятельности Зонова Нина Николаевна учитель начальных классов педагогический стаж 31 год высшая квалификационная категория МОУ СОШ с. Чудиново Орловского района Кировской области
Теоретическая интерпретация опыта Противоречия: Между стремлением школы создать адаптивную образовательную среду , поддерживающую физическое, нравственное и духовное здоровье ученика и работой маленького школьника, подрывающего своё здоровье. Количество пропущенных дней по болезни учащимися 1 класса за 2006-2007 учебный год
Между требованием времени уметь быстро находить и ориентироваться в информации и низким уровнем мыслительной деятельности ученика. Диагностика сформированности понятийного мышления Высокий уровень – 20-16 баллов; Средний уровень - 15-11 баллов; Низкий уровень – меньше 10 баллов. (Л.П.Уфимцев) Ф.И. учащихся Коли чество баллов уровень сформированности понятийного мышления темп чтения Жданов Александр 6 низкий 31 Крайнова Кристина 8 низкий 56 Мальцев Дмитрий 8 низкий 49 Олькова Валерия 13 средний 51 Перминова Софья 14 средний 64 Рошу Виолетта 6 низкий 49 Соболева Алёна 8 низкий 38 Шипицына Настя 7 низкий 29 Эсаулов Михаил 13 средний 55 Эсаулова Анна 14 средний 58
Задачи опыта Выбор программы Создание условий для развития мыслительной деятельности Признание успешности и неизбежности перемен Выявление факторов, мешающих быстрому чтению Пути совершенствования навыков чтения
Система работы Изучение и учёт факторов, влияющих на совершенствование техники чтения Проведение мониторинговых исследований по изучению мышления младших школьников Составление и проведение диагностических работ по определению уровней мыслительной деятельности и сформированности навыка чтения Формирование познавательного интереса к самостоятельному чтению через использование индивидуальной карты. Организация деятельности учащихся и родителей с индивидуальным «Дневником читателя»
Требования к навыку чтения Техника чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными – с другой) Понимание текста (извлечение его смысла, содержания)
Устранение регрессии Специальные упражнения: Чтение по слогам Чтение слов, отличающихся одной буквой ворота-ворона маки – раки полка-палка-пилка Чтение родственных слов снег снежинка снежный Чтение слов, близких по графическому облику вслух – глух – слух Отработка чтения трудных слов и уточнение их значения Использование рубрики «Словарь» Подбор синонимов Применение иллюстративного материала Логическое определение Через введение в предложение
Развитие навыка антиципации Чистоговорки да-да-да из трубы бежит ... Чтение слов с пропущенными окончаниями красив... узор, красив... девочка Занимательные модели Слова – невидимки Я толстый и большой. С - - - Я там, где боль. С - - -
Расширение поля зрения Таблицы «Пирамида» н * а м * о т * у с * и р * я «Словесная пирамида» кол но укол нос уколол нора уколоть норка
Развитие речевого аппарата Артикуляция: а, о, у, ы, э; з – с –ж; Игра «Зеркало» а, о, у, и, э - беззвучно, - шёпотом, - тихо, - громко Скороговорки Многократное чтение Чтение в темпе скороговорки Чтение про себя Жужжащее чтение Чтение слоговых таблиц неподвижная на ня но нё ну ню ны ни не нэ ла ля ло лё лу лю лы ли ле лэ подвижная разрезаем на столбики по 6 слогов в каждом и отдельно печатаем столбцы – карты с согласными (21 буква)
Варианты слоговой таблицы Но на к с Со но к с Ко ну к с То ны к с Ло ни к с Мо не к с С на п С но п С ну п С ны п С ни п С не п
а, о, в, у, и до, но, ло, мы, по, со Речка, река, ручей, ручка, ручеек Слон, лев, мак, тигр Корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока Малина, клубника – ягоды. сапоги, ботинки - ... Овцы – стадо, буквы - ... Многократное чтение Чтение слов, предложений, текстов
Самоконтроль и самоанализ Число Ф.И. 25 сен 15 нояб 20 дек. 24 янв. 29 фев 19 март 21 мая Жданов А 33 21 36 35 31 43 38 Крайнова К. 46 58 76 69 78 83 87 Мальцев Дима 40 45 53 54 59 - 60 Олькова В. 49 47 62 61 72 81 80 Перминова С. 70 64 94 80 84 100 87 Рошу Виолетта 57 52 70 61 64 90 71 Эсаулова Анна 64 85 89 87 84 94 99 Эсаулов Миша 77 55 77 93 - 89 87 Соболева Алёна 40 44 52 46 49 63 58 Шипицына Н 42 34 50 62 63 60 71
1 ряд самый любимый предмет; 2 ряд менее любимый; 3 ряд не люблю, но терплю 4 ряд не люблю 1 класс 3 класс
Вывод Результатом работы стало улучшение навыка чтения у 100% учащихся, повысился уровень мыслительной деятельности, вырос интерес к познанию и не снизился уровень здоровья. Задача: выйти на уровень оптимальной скорости чтения 120-130 слов в минуту к концу обучения в начальном звене.
Литература Андреев О.А. Учитесь быстро читать. М. Просвещение 1991 Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению М. Просвещение 1991 Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников М. Просвещение 1985 Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению М. ВАКО 2004 Программы четырёхлетней начальной школы. Руководитель проекта профессор Н.Ф. Виноградова М «Вентана-Граф» 2001 Журнал «Начальная школа» № 6 – 1996г., № 1 – 2004г., № 1 – 1998г, №8 – 2001г Чупров Л.Ф. Методики исследования интеллектуальной сферы личности школьников Абакан 1990
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Чудиново Орловского района Кировской области Телефон (265) 6-01-16 (раб). 6-01-58 (дом) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Чудиново Орловского района Кировской области Телефон (265) 6-01-16 (раб). 6-01-58 (дом). Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Чудиново Орловского района Кировской области Телефон (265) 6-01-16 (раб). 6-01-58 (дом). Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Чудиново Орловского района Кировской области Телефон (265) 6-01-16 (раб). 6-01-58 (дом). Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Чудиново Орловского района Кировской области Телефон (265) 6-01-16 (раб). 6-01-58 (дом). Контактная информация