* 15. ОБЗОР ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ – ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. Виды обобщения информации. Все сказано на свете, Несказанного нет. Но вечно людям светит Несказанного свет. Матвеева Новелла, «Все сказано на свете…»
Cлайд 2
* Обобщение – переход от менее общего к более общему. Обобщить, значит найти более широкое по объёму понятие. Пределом обобщения являются категории, т.е. наиболее общие понятия. Примеры: равносторонний треугольник треугольник геометрическая фигура; мужчина человек живой организм материальный объект; ромашка цветок растение флора живая природа;
Cлайд 3
* Приемы обобщения информации Написание аннотации к учебному тексту Доклад. Основные требования к написанию Реферат. Основные требования к написанию
Cлайд 4
* Аннотация – небольшое связное описание и оценка содержания и структуры книги или статьи. Рекомендации Прочитать текст и разбить его на смысловые части, выделить в каждой части основную мысль и сформулировать ее своими словами. Перечислить основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определить значимость текста. Слова и конструкции, используемые при написании аннотации: глаголы констатирующего характе ра (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.), оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание, важный актуальный вопрос (проблема), особенно детально анализирует, убедительно доказывает)
Cлайд 5
* Доклад – это устный текст, значительный по объему, представляющий собой публичное развернутое, глубокое изложение определенной темы. Этапы подготовки доклада: 1. Определение цели доклада. 2. Подбор необходимого материала содержания доклада. 3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности. 4. Композиционное оформление доклада. 5. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовка тезисов выступления, представляющих собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада. 6. «Разыгрывание доклада», т.е. произнесение доклада с соот ветствующей интонацией, мимикой, жестами
Cлайд 6
* Композиция доклада Вступление (тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема) Основная часть Заключение (подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы)
Cлайд 7
* Реферат – это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные и формальные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы.
Cлайд 8
* Виды рефератов Аналитический обзор (изложение истории изучения проблемы или анализ современного состояния проблемы) Критический анализ дискуссии (глубокое изучение противостоящих точек зрения, выявление сущность спора). Главная его цель – выявить сущность спора. Для этого требуется внимательно проанализировать каждую позицию, выяснить, какие факты и/или теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему. Развернутая рецензия включает следующие позиции: 1. Обоснование актуальности рецензируемой работы. 2. Краткое изложение теоретической позиции автора рецензируемой работы. 3. Анализ теоретической позиции работы в сопоставлении с другими исследованиями. 4. Анализ особенностей изложения: ясность, логичность, целостность и т.д. 5. Выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа
Cлайд 9
* Этапы работы над рефератом: 1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. 2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников). 3. Составление библиографии. 4. Обработка и систематизация информации. 5. Разработка плана реферата. 6. Написание реферата. 7. Публичное выступление с результатами исследования.
Cлайд 10
* Примерная структура реферата: - Титульный лист. - Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). - Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы). - Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы). - Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации). - Список литературы.
Cлайд 11
* Требования к оформлению реферата: - Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. - Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. - Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. - Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Cлайд 12
* Критерии оценки реферата: - Актуальность темы исследования. - Соответствие содержания теме. - Глубина проработки материала. - Правильность и полнота использования источников. - Соответствие оформления реферата стандартам.