Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия
Cлайд 2
Агрессия – - это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения, а также моральный ущерб живым существам.
Cлайд 3
Диагностические критерии агрессивности: 1. Часто теряют контроль над собой. 2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми. 3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых. 4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках. 5. Завистливы и мнительны. 6. Сердятся и прибегают к дракам.
Cлайд 4
Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку» (Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»).
Cлайд 5
О ребёнке, у которого в течение шести и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности.
Cлайд 6
Дети черпают знания о модели поведения из трёх источников: Семья. Сверстники. Примеры сцен насилия.
Cлайд 7
Факторы семейного воспитания: ► реакция родителей; ► характер отношений между родителями и детьми; ► уровень семейной гармонии или дисгармонии; ► характер отношений с родными братьями и сестрами; ► фактор полной или неполной семьи; ► плохие отношения с родителями; ► отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности их жизнью.
Cлайд 8
Особенности семей агрессивных детей Разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми. Отцы демонстрируют модели агрессивного поведения. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям. У родителей противоречат модели воспитания и собственного поведения. Деструктивные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей.
Cлайд 9
Cлайд 10
Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
Cлайд 11
Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Cлайд 12
Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до ак тивной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Cлайд 13
Агрессивные действия выступают у детей в качестве: — средства достижения какой-нибудь значимой цели; — способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; — способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Cлайд 14
Проявлениями агрессии в детском возрасте: упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования, желание обидеть, унизить, оскорбить, властность, неумение понять интересы другого, завышенную самооценку, разрушительные действия.
Cлайд 15
Психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей: — недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; — сниженный уровень саморегуляции; — неразвитость игровой деятельности; — сниженная самооценка; — нарушения в отношениях со сверстниками.
Cлайд 16
В момент особенно интенсивного агрессивного состояния ребенка учителя могут использовать следующие приемы: 1) попросить ребенка улыбнуться, подышать глубже, нормализовать дыхание, расправить плечи, расслабиться, отжаться от пола; 2) предложить ребенку переадресовать агрессию на неодушевленный предмет или действие; 3) переключить внимание на какое-либо задание; 4) можно также попросить ребенка вспомнить что-то приятное.
Cлайд 17
Правила экстренного вмешательства 1. Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии. 2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребенка. 3. Контроль педагогом собственных негативных эмоций. 4. Снижение напряжения ситуации. 5. Обсуждение проступка после успокоения обеих сторон. 6. Сохранение положительной репутации ребенка. 7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Cлайд 18
Наиболее часто встречающиеся виды агрессивности у детей: Защитная агрессивность - ребёнок часто конфликтует, дерётся; громко говорит; на занятиях и уроках выкрикивает; стремится к лидерству.
Cлайд 19
Что делать учителю? Проявите к ребёнку интерес и внимание; Научите его следовать правилам, обучите терпению; Разъясните справедливость наказания; Создайте на уроке ситуации успеха, Укрепляйте веру ребёнка в свои силы; Вызывайте у него сопереживание другим, Дайте поручения, воспитывая у него чувство ответственности.
Cлайд 20
Наиболее часто встречающиеся виды агрессивности у детей: Деструктивная агрессивность – ребёнок неуверен в себе; не организован; играет роль классного шута; использует ненормативную лексику; склонен к разрушению.
Cлайд 21
Что делать учителю? Не требуйте от ребёнка жёсткого выполнения правил и не жалуйтесь родителям; Объясните ребёнку недопустимость агрессии; Обсуждайте причины и последствия такого поведения; На уроках предоставьте ему возможность самоопределения.
Cлайд 22
Наиболее часто встречающиеся виды агрессивности у детей: Демонстрационная агрессия - ребёнок стремится привлечь к себе внимание; проявляет вербальную агрессию, кривляние; склонен к лживости или воровству; большое внимание уделяет внешнему виду.
Cлайд 23
Что делать учителю? Довести до сознания ребёнка, что вы его видите и понимаете, но есть и другие дети; Не реагируйте открыто на его негативное поведение; Подчёркивайте на уроках взрослость и выдержанность ребёнка; На уроках чтения специально обучайте пониманию эмоционального состояния литературных героев, причин и последствий их поведения; Используйте воодушевляющие высказывания.
Cлайд 24
Ребёнок – это наше зеркало: если зеркало вдруг отражает что-то, что нам не нравится или приводит в ужас, то не следует торопиться и делать выводы.
Cлайд 25
Иногда достаточно изменить что-то в собственном поведении, чтобы ребёнок начал по-другому реагировать на внешние раздражители.