Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного; рефлективного (самоанализ); итогового; информационного.
Cлайд 3
1 этап: организационный Задача: подготовить обучающихся к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
Cлайд 4
2 этап: проверочный Задача: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания (если было), выявить пробелы в знаниях и провести их коррекцию. Содержание этапа: проверка домашнего задания (если было) творческого, практического, проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
Cлайд 5
3 этап: подготовительный (подготовка к восприятию нового учебного материала). Задача: обеспечить мотивацию и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности обучающихся (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание).
Cлайд 6
4 этап: основной Задача: добиться усвоения обучающимися изучаемого учебного материала, обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Содержание этапа: первичная проверка понимания учебного материала. Выявление неверных представлений об изучаемом, коррекция. Целесообразно использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся; применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. Для закрепления знаний следует применять тренировочные упражнения, задания, которые обучающиеся выполняют самостоятельно. Распространенными способами деятельности на данном этапе являются: беседа и практические задания.
Cлайд 7
5 этап: контрольный Задача: выявить качество и уровень усвоения знаний, их коррекция. Содержание деятельности: используются тестовые виды устного и письменного контроля, задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
Cлайд 8
6 этап: итоговый Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали обучающиеся, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет деятельность обучающихся на учебном занятии.
Cлайд 9
7 этап: рефлективный Задача: мобилизовать обучающихся на самооценку. Содержание: может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.
Cлайд 10
8 этап: информационный Задача: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших действий. Содержание: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Cлайд 11
Педагогу необходимо помнить, что для достижения эффективности занятия необходимо соблюдение некоторых условий: комплексность задач занятия (обучающие, воспитательные, развивающие); адекватность содержания поставленным задачам, а также их соответствие особенностям детского коллектива; соответствие способов работы поставленным задачам и содержанию; наличие четкой продуманной логики занятия мотивации обучающихся на учебную деятельность; наличие благоприятной психологической атмосферы; активная позиция обучающегося (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого обучающегося в учебную деятельность); полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами.
Cлайд 12
Основные требования к построению современных учебных занятий: создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности обучающихся; целесообразное расходование времени занятия; применение разнообразных методов и средств обучения; Высокий уровень межличностных отношений между педагогом и обучающимися; Практическая значимость знаний и умений.
Cлайд 13
Примите к сведению! Превратить учебное занятие в живое, заинтересованное можно с помощью: подачи учебного материала на высоком уровне наряду с организацией работы обучающихся, учитывая их развитие и возможности, и в приемлемом темпе; четкого, структурного, поэтапного объяснения учебного материала или обучения практической операции; установки не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний; обязательной организации обратной связи, которую можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку; создания оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала каждого обучающегося на основе знания способностей, потребностей и склонностей.)