Да избавит нас БОГ от неблагодарного отношения к отечеству, к предкам нашим» Н. А. Бердяев.
Cлайд 2
Муниципальное общеобразовательное учреждение Коробовский лицей Шатурский муниципальный район Московская область Тема: Автор: Барышева Ольга Александровна, Курлаева Анастасия Андреевна, учащиеся 10 «Б» класса Научный руководитель: учитель истории Первушина Ирина Витальевна 2010 год
Cлайд 3
Cлайд 4
Cлайд 5
Cлайд 6
Cлайд 7
Cлайд 8
Cлайд 9
Актуальность нашей работы состоит в том, что тема войны и мира - вечные темы. Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле!
Cлайд 10
Методы нашей работы – беседы с участниками Великой Отечественной войны и детьми военных лет, работа с литературой, аналитическая работа, посещение музея.
Cлайд 11
Цель нашей работы: изучить жизнь детей в военные годы на нашей территории.
Cлайд 12
Родина Полина Гавриловна: «В начале войны мне было 7 лет. Это было очень трудное время. Везде был очень сильный голод, так как еды было мало – всё отправляли на фронт солдатам. Особых боевых действий в нашей местности не было, но фашистские самолёты здесь летали очень часто. Я хорошо помню, как моя мать ушла в лес за хворостом и попала под расстрел с этих самых фашистских самолётов. Её ранили в ногу, и она 3 месяца пролежала в госпитале. Когда это случилось, я была в школе. Помню, как ко мне в школу пришли и сообщили, что мою мать убили (но она выжила). Пока она лежала в госпитале, мне приходилось выполнять всю работу. Я ухаживала за скотиной, ходила за хворостом, убирала дом и многое другое. Это было очень трудное время для всего народа».
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
Назарова Татьяна Павловна «Мне было уже 16 лет, когда началась война. Я училась в 8 классе в Коробове и жила там, на съёмной квартире. Отца и брата сразу забрали на фронт. Мы с матерью остались здесь. Позже нам принесли весть о гибели отца и брата. Было голодно. Но меня голод затронул меньше, чем моих подруг, т.к. у нас была корова. А корова в то время была источником жизни. Правда, содержать её было трудно. Еды не хватало. Мы ходили за 5 км в деревню Курапово Рязанской области. Там в зиму оставалась картошка – мы собирали ее и ели потом крахмал. Всем приходилось много работать. Мужчин не было – все были на фронте. Летом мы с подругами ходили косить, чтобы прокормить скот. Также мы ходили убирать рожь. Как-то раз я даже сильно порезала серпом руку. Машины, что были раньше в колхозе, забрали на фронт. Также забрали половину лошадей. Работать приходилось на оставшихся лошадях и бычках. Летом я работала, а зимой училась. В школу брала с собой хлеб и пол-литра керосина. Этот керосин я заливала в лампу, когда делала уроки. Несмотря на все трудности, восьмилетку я закончила без единой «3» и пошла, работать в деревню Бабынино. Там была средняя школа. Одновременно я работала и училась дальше. Деревня была небольшая, но людей в ней проживало много. Я не помню, кто принес весть о том, что война закончилась, и мы победили. В деревне по этому поводу был большой праздник с песнями и плясками. Люди плакали и смеялись, целовали друг друга от радости».
Cлайд 16
Cлайд 17
В нашей местности есть ещё дети войны. Это Елисеева Нина Максимовна (16 лет), Минаева Клавдия Васильевна (16 лет), Курлаева Анастасия Степановна (9 лет) и другие. Несмотря на разницу в возрасте они все работали вместе. Из их рассказов: «Во время войны самым тяжёлым для всех был голод. Продукты давали по карточкам. Работали мы очень много. Делали любую работу: и пахали, и косили, и молотили рожь, и ходили за картошкой. Всё это мы делали ради того, чтобы помочь фронту, потому что нам было тяжело, а им было в десятки раз тяжелее. Всем приходилось очень трудно».
Cлайд 18
Cлайд 19
Мы решили написать эту работу в связи с тем, что в этом году исполняется 65 лет Великой Победе. Тему работы мы выбрали единогласно, так как детство, опаленное войной нас очень затронуло. Многие люди, о которых мы пишем в этой работе, были младше нас, но счастливых воспоминаний о своем детстве у них не осталось. Каждое воспоминание о той поре вызывает у них только боль и слезы. Мы заинтересовались этой работой и старались как можно шире раскрыть ее тему. Нам удалось узнать о жизни детей военных лет. Беседы с жителями наших деревень показали, что дети смогли заменить ушедших на фронт отцов и братьев. Мы тоже дети, и нам не безразлична судьба тех людей, которые живут рядом с нами. И задача нашего поколения заключается в том, чтобы не допустить повтора того страшного времени.
Cлайд 20
Литература: Аксенова В. В. и др. Россия. Иллюстрированная энциклопедия. – Москва, 2007. Баранов Г. А. Россия XX век. Школьный словарь справочник, 9 – 11 классы. - Москва, 2007. Горохов А. М. Мы из двадцатого века. – Москва, 2007. Казаков В. М. Дозорная книга 2. – Орехово-Зуево, 1997. Книга Памяти, том 27.- Москва, Мысль, 2002. Лазарев Л. Строки, добытые в боях.