Формирование средневековых городов Фатеева Т.А., учитель истории МБОУГ № 20 г. Тулы
Cлайд 2
К X-XIвв. в хозяйственной жизни Западной Европы происходят изменения: Стали использоваться колесный плуг, борона, новая упряжь – хомут, конная тяга, что улучшило качество и скорость обработки земли. Значительным изобретением стала ветряная мельница, заменившая физическую силу человека и животных энергией ветра.
Cлайд 3
Тогда же стала использоваться более прогрессивная система землепользования – "трехполье", повлиявшая на рост урожайности Осваивались новые земли: к концу XV века половина лесных массивов стала пригодна для земледелия. Осушались болота, строились оросительные каналы.
Cлайд 4
В условиях прекращения набегов норманнов и борьбы церкви с междоусобными войнами изменения в экономической жизни привели к следующим последствиям:
Cлайд 5
На смену натуральному хозяйству приходят товарно-денежные отношения Происходит отделение профессионального ремесла от земледелия!
Cлайд 6
Где возникали города? На берегах рек и морей , что позволяло вести морскую и речную торговлю, расширять связи Лондон Венеция Париж
Cлайд 7
У речных переправ и бродов – «фут», «форд-реки» Оксфорд Франкфурт Брюгге
Cлайд 8
Возле замков феодалов – «бург» - укрепление Страсбург Аугсбург. Гравюра. 1493 г. Гамбург
Cлайд 9
У монастырей и резиденций архиепископов Трир Кельн Сент-Дени «Сент», «Сен», «Сан» - святой
Cлайд 10
Борьба городов с сеньорами «Нет земли без сеньора». Города возникали на земле феодала (короля, феодала, монастыря).
Cлайд 11
Сеньор устанавливал налоги:
Cлайд 12
Цели борьбы городов с сеньорами: сократить поборы; получить торговые привилегии; стремление к самоуправлению. В XII-XlV вв. начался подъем освободительного движения городского населения Западной Европы за независимость. Формы борьбы: военные действия и выкуп. Последствия: личная свобода граждан; хартия вольности; городское самоуправление.
Cлайд 13
«Городской воздух делает человека свободным» Если крестьянину, убежавшему от своего господина, удавалось прожить в городе «год и день», он становился свободным человеком. Коммуна – город, освободившийся от власти сеньора; независимый город, имеющий собственное самоуправление. Хартия – грамота, дававшая или подтверждающая те или иные права городов. Предоставлялась сеньорами или королем, который, как правило, поддерживал горожан в борьбе с сеньорами.
Cлайд 14
Городское самоуправление Городской Совет Возглавляет Совет мэр (Англия, Франция), бургомистр (Германия). В его ведении находились суд, казна, войско. Функции Совета: устанавливает местные налоги; руководит рынком; надзирает за порядком; издает местные законы.
Cлайд 15
Ремесло в средневековом городе Признаки ремесленного производства: мелкое производство мастер – собственник орудий труда и одновременно работник; ручной труд производство изделий на заказ и продажу
Cлайд 16
Cлайд 17
Ремесленный цех – организация средневековых ремесленников одной специальности. Цели создания: создание для всех мастеров равных условий в производстве и продаже изделий; ограждение мастеров от соперничества ремесленников из других городов и сельской местности; слежение за качеством; помощь больным и нуждающимся ремесленникам.
Cлайд 18
Цехи имели уставы: запись норм, определяющих хозяйственную деятельность и жизнь членов цеха. Устав цеха парижских ткачей «Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на 4 года службы. Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине. Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа. Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола»
Cлайд 19
Цехи имели своих святых покровителей, эмблему, цеховую печать и кассу, совместные праздники Гербы цехов портных, седельщиков, бочаров, столяров
Cлайд 20
Роль цехов Способствовали развитию ремесла Тормозили развитие ремесла
Cлайд 21
Задание на дом Учить §13. Заполнить сопоставительную таблицу: Зависимый крестьянин Городской ремесленник Каким было хозяйство? Чем владел? От кого зависел? Для чего производил продукцию?
Cлайд 22
Использованные ресурсы Е.В.Агибалова, Г.М.Донской Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. – М., Просвещение 2012 г. CD История Средних веков 6 класс. 1С: Образование 4.Дом – 000 «1С-Паблишинг», 2009 ЗАО «1С», Москва Электронное приложение к учебнику «История. Средние века. 6 класс» В.А.Ведюшкин, В.И.Уколова http://fcior.edu.ru/card/8610/srednevekovyy-gorod.html http://fcior.edu.ru/card/9039/srednevekovyy-gorod.html http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/52/Paris_Trip-L%27Ile_De_La_Cite_and_Ile_St._Louis.JPG/800px-Paris_Trip-L%27Ile_De_La_Cite_and_Ile_St._Louis.JPG http://mojmirok.ucoz.ru/_fr/11/s5261864.jpg http://www.nd01.com/img/voyage/2012/06/francfort-sur-le-main.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/82/Bruges%2Cchannel01.jpg/800px-Bruges%2Cchannel01.jpg http://www.yana.kiev.ua/img/resortsb/photos_geo/995_7.jpg