ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В рамках перехода школы на систему предпрофильной подготовки актуальной становится разработка элективных курсов для обучающихся 9 класса. Данный курс является пропедевтическим для профильных классов экономической направленности. Введение данного курса позволяет расширять и углублять знания о географии городов. Содержание курса неразрывно связано с глобальными проблемами городов, решаемыми представителями многих научных дисциплин – экономистами, социологами, экологами, ну и, конечно, географами, которых интересуют прежде всего пространственные аспекты урбанизации – закономерности размещения городов и функционирования городского пространства, системы расселения.
Cлайд 3
Ц е л ь к у р с а - помочь обучающимся сделать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность.
Cлайд 4
З а д а ч и к у р с а : Познакомить обучающихся с повышением роли городов в жизни общества, с распространением городского образа жизни и сформированием систем расселения. Показать большое практическое значение изучения экономической и социальной обстановки в городах на особенностях использования и освоения человеком городского пространства. Развивать представление об экономической структуре и микро географии городов, в которых активизируются как локальные, так и общеплановые процессы и явления.
Cлайд 5
В процессе изучения данного курса предполагается продолжить работу обучающихся над освоением различных методов исследований работы, прежде всего при разработке учебных проектов на примере решения социально – ориентированных задач. Задачи и основное содержание курса определяет и форму проведения занятий: лекции, деловые игры, практические работы, круглые столы и т. д.
Cлайд 6
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Cлайд 7
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Cлайд 8
Тема 1 Город. Крупнейшие города древности и современности. Факторы, позволяющие отличить городской населенный пункт от сельского. Границы города: юридические и фактические. Пределы роста городов. Гипотезы возникновения городов. Примерное распределение уроков по теме 1 Урок №1. Город: границы, размеры, пределы роста. Урок №2. Гипотезы возникновения городов. Крупнейшие города древности и современности. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны уметь: определять различия между городскими населенными пунктами и сельскими; объяснять, города каких размеров оказываются наиболее экономичными и почему; приводить примеры крупнейших городов древности и современности.
Cлайд 9
Тема 2. География мирового процесса урбанизации. Методы анализа, позволяющие количественно оценить уровень урбанизации. Особенности урбанизации в развитых и развивающихся странах. Экологическая ситуация в городах. Примерное распределение уроков по теме 2 Урок №1. Региональные различия процесса урбанизации. Урок №2. Город и окружающая среда. Круглый стол “Состояние окружающей среды в городах по сравнению с сельскими районами”. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны уметь: называть важнейшие показатели, характеризующие процесс урбанизации; определять особенности урбанизации в развитых и развивающихся странах; оценивать экологическую ситуацию в городах.
Cлайд 10
Тема 3. Модели оптимального размещения городов. Общие схемы размещения населенных пунктов. Формирование системы расселения. Идеальные системы расселения. Иерархия городов. Правило Ципфа. Регулирование систем городского расселения. Примерное распределение уроков по теме 3 Урок №1. Системы расселения. Урок №2. Иерархия городов. Практическая работа. Построение кривой Ципфа. Урок №3. Регулирование систем городского расселения. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны уметь: Проводить сравнительный анализ существующих размещений городов с идеальным; Объяснять динамику системы расселения; Выделять города различных иерархических уровней; Называть причины несоответствия реальных и идеальных систем расселения.
Cлайд 11
Тема 4. Экономическая структура города. Особенности использования и экономического освоения человеком городского пространства. Характер использования земель в городах в условиях рыночной экономики. Размещение жилой застройки в городах. Цена на жилье. Примерное распределение уроков по теме 4 Урок №1. Экономика города. Урок №2. Рынок городских земель. Ролевая игра “Рынок земли и жилья”. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны уметь: Называть основные сектора экономики города; Распределять цену на землю и на жилье в зависимости от различных факторов, ее определяющих; Составлять схему размещения функциональных зон города (района, микрорайона).
Cлайд 12
Тема 5. Методы государственного регулирования территориальной структуры города. Возможности управления территориальной структурой города в условиях рыночной экономики. Метод У. Петти о “вреде” частной собственности на землю для городской экономики. Законы “ О зонировании… ”. Экономические меры регулирования городского расселения. Примерное распределение уроков по теме 5 Урок №1. Опыт США в регулировании территориальной структуры города. Урок №2. История формирования и география функциональных зон города N. Защита творческих проектов. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны уметь: анализировать методы государственного регулирования территориальной структуры города; выбирать оптимальный вариант географии функциональных зон города.
Cлайд 13
Литература .Лаппо Г.М. Рассказы о городах. – М.: Мысль, 1972 .Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации. – М.: Просвещение,1977 .Покатаева Т.С. Развивающиеся страны: проблемы урбанизации. – М., 1977 .Саушкин Ю.Г., Глушкова В.Г. Москва среди городов мира. – М.: Мысль, 1983 .Харитонов В.М. Урбанизация в США. – М.: Изд-во МГУ,1983