Консультация для педагогов «Сказкотерапия» Теплякова О. А. Воспитатель старшей группы.
Cлайд 2
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников В. Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства. В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи сказок, грустят, огорчаются вместе с ним, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Cлайд 3
Cлайд 4
: В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствуется речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям - осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.
Cлайд 5
Использование театрализованного творчества позволяет: • формировать у детей представление о театре как об искусстве изображения драматических произведений на сцене, воспитывать у малышей интерес к театрально - игровой деятельности, совершенствовать их музыкальные способности при создании художественного образа; • формировать у детей нравственное поведение (воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости); • активизировать и расширять у детей словарный запас, совершенствовать у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность; • прививать ребятам элементарную экологическую культуру, расширять и углублять их знания об окружающем мире; • развивать у ребят психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение); • развивать эмоционально - волевую сферу ребят.
Cлайд 6
Очень ответственный момент - распределение ролей. А они, как известно, бывают и простыми, и более сложными. Не секрет, что уровень развития детей не одинаков, поэтому каждый ребенок получает роль в соответствии со своими способностями. В процессе разучивание ролей маленькие «артисты» проигрывают сказку, при этом используют теневой, кукольный, пальчиковый или настольный театр. Ребята меняются ролями, что полезно для правильной самооценки. Педагоги используют любые моменты в жизни группы для упражнения детей. В различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, громко, быстро, медленно). Так у ребят развиваются мелодико-интонационная выразительность и плавность речи.
Cлайд 7
Ребята, начиная со второй младшей группы, показывая театрализованное представление, проявляют свое мастерство, они, всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Ребенок передает свои эмоции, чувства, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку. На протяжении нескольких лет в детском саду были показаны представления по русским народным сказкам: «Курочка ряба», «Петушок и бобовое зернышко», «Три медведя», «Хвосты», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка - Хаврошечка», «Чудесный колокольчик», «Царевна - Лягушка», «Гуси - лебеди».
Cлайд 8
В театрализованных представлениях использовалось много музыки, которая подчеркивает характер героев. Под нее маленьким «артистам легче имитировать движения» персонажей. При этом у детей совершенствуется координация, вырабатывается чувство ритма. Дети играли в народные игры «Заря - заряница», «Ворон», водили хороводы «Земелюшка - чернозем», «Во саду ли, в огороде», «Во кузнице, во кузнице», «Ой, вставала я ранешенько», танцевали «Кадриль». Движения сопровождались репликами, стихами, пением. От игры к игре дети все лучше запоминали тексты, овладевали средствами выразительности, перевоплощались в своих героев - «входили в образ». У ребят появилось чувство ответственности за успех. В день спектакля в коллективе детей царит приподнятое, радостное настроение. Роли все выучены, костюмы сшиты, гости приглашены, подготовлены пригласительные билеты, афиши. Взрослые и малыши волнуются. Звучат первые звуки музыкального вступления, действие началось, аплодисменты, улыбки, поздравления
Cлайд 9
Заключение. Итак, театрализованные игры - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения - учить играя. Коллектив детского сада принимает активное участие в фестивалях театрализованных представлений, и для своих воспитанников педагоги неоднократно организовывали спектакли по русским народным сказкам.
Cлайд 10
VII.Организация развивающей среды образовательного учреждения, где организовано инклюзивное образование
Cлайд 11
Уточнение цели и задач инклюзивного образования Социализация Повышение мотивации к самореализации Развитие личностных качеств Расширение образовательных возможностей А.М. Витковская
Cлайд 12
Возможности участия детей в инклюзивном образовании от степени тяжести дефекта (зрения, состояния здоровья, сопутствующих дефектов, уровня познавательных возможностей и т.д.) от возраста
Cлайд 13
Подготовка специалистов для работы в инклюзивных учреждениях Подготовка специальных кадров Педагог общего образования со знаниями специальной педагогики и специальной психологии Педагог, учитель-дефектолог, ассистент, волонтёр - ?