Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи Бутров Виталий Евгеньевич педагог-психолог МДОУ № 13 «Буратино» Семёнова Тамара Павловна Музыкальный руководитель МДОУ № 13 «Буратино» г.Волжск
Cлайд 2
Актуальность Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи, следует заботиться о развитии свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. Сегодня вопрос о развитии личности ребенка-дошкольника ставится с особой остротой не только учеными, но также родителями и государством. Уже можно смело говорить о том, что полноценное образование и гармоничное развитие детей дошкольного возраста – это дело государственной важности.
Cлайд 3
Сказкотерапия Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Cлайд 4
Цель: активизация ресурсов и потенциала личности. Задачи: научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи или ошибки. научить ребенка осознавать и ставить перед собой определенные цели, добиваться решения поставленных задач, проявлять инициативу, независимость, развивать терпеливость и выдержку. создать условия для того, чтобы ребенок на подсознательном уровне стремился к совершенствованию и гармонии. пробуждение фантазии и образного мышления.
Cлайд 5
Практика показала, что участие нескольких педагогов в занятии снижает утомляемость детей, повышает их интерес к материалу и в конечном итоге результативность занятия.
Cлайд 6
Почему же отводится большая роль использованию музыкальных произведений? Музыка творит чудеса – это известно с незапамятных времен. Сказкотерапия предусматривает использование музыки в качестве сопровождения. Музыкальный репертуар должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Сказка и сама музыка, используемые на занятиях по сказкотерапии, является важным средством умственного развития ребенка, развивает его воображение, мышление и память
Cлайд 7
Связь с реальностью: через сказки происходит приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям Учет индивидуальных особенностей детей Поощрение самостоятельности детей относительно сюжета сказок, действие сверстников, собственных переживаний Внимание двигательной активности детей Добровольность участия детей Принципы
Cлайд 8
В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы, «Вхождение в сказку» является очень важным моментом. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка Занятия по сказкотерапии проводятся один раз в неделю Правила Для проведения занятий создается безопасное пространство
Cлайд 9
Игровые приемы Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды Словесное комментирование, пантонимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию Фантазирование по музыке, словесное рисование, пантонимические упражнения на преодоление телесных барьеров
Cлайд 10
Этапы: Ритуал «входа в сказку» (вступление). Повторение. Расширение. Закрепление. Интеграция. Резюмирование. Ритуал «выхода из сказки» (заключение).
Cлайд 11
Ритуал «входа в сказку». Создать настрой на совместную работу. Коллективное упражнение. Слушание музыки.
Cлайд 12
Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз. Какие выводы для себя сделали. Какой опыт приобрели. Чему научились. Вопросы о том, что было в прошлый раз. Использовали ли они новый опыт. Как им помогло то, чему они научились.
Cлайд 13
Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает сказку. Спрашивает, хотят ли помочь кому-либо из персонажей.
Cлайд 14
Закрепление Приобрести новый опыт. Закрепить новые качества личности ребенка. Игры Превращения Путешествия Упражнения Рисование (лепка)
Cлайд 15
Интеграция Связать новый опыт с жизнью. Обсуждение и анализ опыта.
Cлайд 16
Резюмирование Обобщение приобретенного опыта. Связать его с уже имеющимся. Итоги занятия: Вспомнить ход занятия. Значимость нового опыта. Конкретные ситуации, где его можно использовать.
Cлайд 17
Ритуал «выхода из сказки» Закрепить новый опыт. Подготовить ребенка к взаимодействию. Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами. Все, чему мы научились.
Cлайд 18
Cлайд 19
Методики исследования качеств личности дошкольника Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейна. Тест тревожности для детей дошкольного возраста, разработанный американскими психологами Р. Телом, М. Дорки, В. Аменом. Методика Луизы Дюсс тест «Сказка» (оценка эмоционально-волевой сферы).