X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Возрастная психология

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Возрастная психология

Скачать эту презентацию

Cлайд 1
Возрастная психология Ныркова С. А. Возрастная психология Ныркова С. А.
Cлайд 2
Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического развития челове... Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития.
Cлайд 3
Возрастная психология - изучает общие законы психического развития человека, ... Возрастная психология - изучает общие законы психического развития человека, этапы и психические особенности каждого возраста, а также индивидуальные возрастные особенности
Cлайд 4
критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историч... критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности
Cлайд 5
Каждый психологический возраст характеризуется - социальной ситуацией развити... Каждый психологический возраст характеризуется - социальной ситуацией развития (своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего мира ребёнка). - возрастными новообразованиями (результаты развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития).
Cлайд 6
Возникшие в данный период новообразования изменяют социальную ситуацию развит... Возникшие в данный период новообразования изменяют социальную ситуацию развития, ребёнок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир.
Cлайд 7
2 типа возрастных периодов, сменяющих друг друга 1) стабильное (развитие сове... 2 типа возрастных периодов, сменяющих друг друга 1) стабильное (развитие совершается внутри социальной ситуации медленно, эволюционно); 2) критическое (развитие совершается бурно и стремительно). Кризисы сочетают в себе разрушительные и созидательные тенденции - это норма онтогенеза.
Cлайд 8
Периодизация (по Л.С. Выготскому) включает в себя следующие стадии развития п... Периодизация (по Л.С. Выготскому) включает в себя следующие стадии развития психики: - кризис новорожденности; - младенчество (2мес - 1год); - кризис 1 года; - раннее детство (1-3 года); - кризис 3 лет; - дошкольный возраст (3-7 лет); - кризис 7 лет; - школьный возраст (8-12лет); - кризис 13 лет; - пубертатный возраст (14-17лет); - кризис 17 лет.
Cлайд 9
Фоакторы развития психики Фоакторы развития психики
Cлайд 10
Факторы психического развития 1. Биологический фактор включает прежде всего н... Факторы психического развития 1. Биологический фактор включает прежде всего наследственность: наследуются темперамент и задатки способностей. Биологический фактор включает в себя особенности протекания внутриутробного развития и сам процесс рождения.
Cлайд 11
Факторы психического развития 2. Средовой фактор влияет на психическое развит... Факторы психического развития 2. Средовой фактор влияет на психическое развитие опосредованно. Выделяют природную среду и среду социальную. 3. Активность - третий фактор психического развития.
Cлайд 12
Каждый психологический возраст характеризуется показателями которые находятся... Каждый психологический возраст характеризуется показателями которые находятся между собой в сложных отношениях: 1) социальная ситуация развития; 2) ведущая деятельность; 3) основные новообразования.  
Cлайд 13
Эльконин Социальная ситуация развития. Это система отношений, в которую ребен... Эльконин Социальная ситуация развития. Это система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит.
Cлайд 14
Л. С. Выготский две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельнос... Л. С. Выготский две единицы анализа социальной ситуации развития — деятельность и переживание. Легко наблюдать внешнюю активность ребенка, его деятельность. Но существует и внутренний план, план переживаний. Одну и ту же ситуацию в семье по-разному будут переживать разные дети, даже близнецы. В результате на развитии одного конфликт между родителями скажется слабо, а у другого вызовет невроз и прочие отличия..
Cлайд 15
Д. Б. Эльконин Ведущая деятельность - это главная деятельность по её значению... Д. Б. Эльконин Ведущая деятельность - это главная деятельность по её значению для психического развития: - внутри неё возникают другие, новые виды деятельности (в игровой - элементы учебной); - в ведущей деятельности формируются или перестраиваются психические процессы; - от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период изменения личности ребёнка.
Cлайд 16
Основные новообразования психические и социальные изменения , возникающие на ... Основные новообразования психические и социальные изменения , возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка , его отношение к среде , внутреннюю и внешнюю жизнь , ход развития в данный период ; обобщенный результат этих изменений , всего психического развития ребенка в соответствующий период , который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста ( Выготский Л . С , 1984).
Cлайд 17
А. В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения ... А. В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуализация (автономия) интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности
Cлайд 18
Э.Эриксон На каждой стадии развития психики ребёнок приобретает определённое ... Э.Эриксон На каждой стадии развития психики ребёнок приобретает определённое личностное новообразование, которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. В каждом личностном качестве заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть и позитивным, и негативным.
Cлайд 19
Этапы развития психики по Эриксону 1. Орально-сенсорная. Соответствует оральн... Этапы развития психики по Эриксону 1. Орально-сенсорная. Соответствует оральной стадии классического психоанализа. Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда. Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его потребности быстро удовлетворяются, он не испытывает долгого недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность.
Cлайд 20
2. Мышечно-анальная. Совпадает с анальной стадией фрейдизма. Возраст – второй... 2. Мышечно-анальная. Совпадает с анальной стадией фрейдизма. Возраст – второй-третий годы жизни. Задача этапа: автономия против стыда и сомнения. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли. На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность. Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля, как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения, берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты cвободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду.
Cлайд 21
3. Локомоторно-генитальная. Стадия инфантильной генитальности соответствует ф... 3. Локомоторно-генитальная. Стадия инфантильной генитальности соответствует фаллической стадии психоанализа. Возраст – дошкольный, 4–5 лет. Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность. К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать. От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры.
Cлайд 22
3. Локомоторно-генитальная. Стадия инфантильной генитальности На этой стадии ... 3. Локомоторно-генитальная. Стадия инфантильной генитальности На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. Именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности
Cлайд 23
4. Латентная. Соответствует латентной фазе классического психоанализа. Возрас... 4. Латентная. Соответствует латентной фазе классического психоанализа. Возраст – 6—11 лет. Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: систематичность и компетентность. Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии, о чем и говорит ее название – латентная. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как устроены вещи, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.
Cлайд 24
4. Латентная. Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, ва... 4. Латентная. Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству. Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно «баловство» и «пачкотню», это способствует выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности.
Cлайд 25
5. Подростковый возраст и ранняя юность. Классический психоанализ отмечает на... 5. Подростковый возраст и ранняя юность. Классический психоанализ отмечает на этой стадии проблему «любви и ревности» к собственным родителям. Успешное решение зависит от того, найдет ли человек предмет любви в собственном поколении. Это продолжение латентной стадии по Фрейду. Возраст – 12–18 лет. Задача этапа: идентичность против смешения ролей. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность. Главное затруднение на этой стадии – спутанность идентификации, неспособность опознать свое «Я». Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни, интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то его шансы на идентификацию, т. е. на осознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются
Cлайд 26
6. Ранняя взрослость Генитальная стадия по Фрейду. Возраст: период ухаживания... 6. Ранняя взрослость Генитальная стадия по Фрейду. Возраст: период ухаживания и ранние годы семейной жизни, от конца юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон уже не называет возрастные границы. Задача этапа: близость против изоляции. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: аффилиация и любовь. К началу этой стадии человек уже опознал свое «Я» и включился в трудовую деятельность. Ему важна близость – не только физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и в товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным, даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Проявления этой стадии – не обязательно сексуальное влечение, но и дружба. Например, между однополчанами – образец близости в широком смысле.
Cлайд 27
Опасность стадии ранняя взрослость – избегание контактов, которые обязывают к... Опасность стадии ранняя взрослость – избегание контактов, которые обязывают к близости. Избегание опыта близости из-за страха утратить Эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости, его ожидает одиночество, ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные ему безразличны. И, только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство – отличительный признак взрослого человека. Только теперь проявляется истинная генитальность. Ее нельзя считать чисто сексуальной задачей. Это объединение способов подбора партнера, сотрудничества и соперничества.
Cлайд 28
7. Взрослость. Эту и последующую стадию классический психоанализ не рассматри... 7. Взрослость. Эту и последующую стадию классический психоанализ не рассматривает/ Возраст: зрелый. Задача этапа: генеративность против стагнации. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: производство и забота. Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками. Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Для этого не обязательно иметь собственных детей, важно активно заботиться о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.
Cлайд 29
Опасность стадии взрослость Те, у кого чувство сопричастности человечеству не... Опасность стадии взрослость Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт, самопоглощенность. Генеративность, центральный момент этой стадии, – это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения, хотя существуют отдельные лица, которые из-за жизненных неудач или особой одаренности в других областях не направляют этот интерес на свое потомство. Генеративность включает в себя продуктивность и креативность, но эти понятия не могут его заменить. Генеративность – самая важная стадия как психосексуального, так и психосоциального развития.
Cлайд 30
8. Зрелость.  Возраст: пенсионный. Задача этапа: целостность против отчаяния.... 8. Зрелость.  Возраст: пенсионный. Задача этапа: целостность против отчаяния. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: она не воспринимается как естественное и неизбежное завершение жизненного цикла. Отчаяние выражает сознание того, что осталось мало времени, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности.
Cлайд 31
  Периоды развития ребенка по Л.С. Выготскому Возраст Стабильный период разви...   Периоды развития ребенка по Л.С. Выготскому Возраст Стабильный период развития Критический период 0–2 мес.   Кризис новорожденности 2 мес. – 1 год Младенческий возраст Кризис 1 года 1–3 года Раннее детство Кризис 3 лет 3–7 лет Дошкольное детство Кризис 7 лет 7–13 лет Школьный возраст Кризис 13 лет 13–17 лет Пубертатный возраст Кризис 17 лет
Cлайд 32
Cлайд 33
Cлайд 34
Cлайд 35
Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни (по месяцам) 1. Кр... Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни (по месяцам) 1. Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого 2. Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой; слуховое сосредоточение 3. Плавно следит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз к источнику звука; направляет руку к объекту
Cлайд 36
Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни (по месяцам) 4. Тя... Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни (по месяцам) 4. Тянется к игрушке; рассматривает свои руки; локализует звук в пространстве 5. Переводит взгляд с предмета на предмет; тянется к игрушке и захватывает ее, чаще двумя руками, тянет руку и игрушку в рот; адекватная реакция на интонацию, на голос матери беспокоится или оживляется 6. Зрительный контроль движений рук; захватывает игрушку с любой стороны; держит в каждой руке по предмету; поворачивается на звук, если внимание его не отвлечено игрушкой, взрослым (активное внимание)
Cлайд 37
Cлайд 38
Cлайд 39
Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни (по месяцам) 7. За... Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни (по месяцам) 7. Захват игрушки сопровождается генерализованными активными движениями; перекладывает предмет из руки в руку; похлопывает рукой по игрушке; узнает голоса близких 8. Отталкивание предмета, кидание, стучит предметом о предмет, манипулирует двумя-тремя предметами; различает лица людей, знает свое имя 9. Отвечает действием на словесные инструкции; ищет спрятанную игрушку; берет мелкие предметы двумя пальцами 10. Подражательные движения рук — «ладушки», «до свидания»; вкладывает пальцы в отверстие под контролем зрения; показывает части тела другого человека; захватывает игрушки пальцами
Cлайд 40
Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни (по месяцам) 11. В... Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни (по месяцам) 11. Выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь; подражательные движения — перелистывание страниц, запуск машинки; показывает части своего тела 12. Вкладывание одного предмета в другой; открывает коробку, ящик; узнавание картинок; пользуется ложкой и расческой по назначению Уже к 3—4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей.
Cлайд 41
Негативные результаты 1 год Характерные изменения поведения со стороны ребенк... Негативные результаты 1 год Характерные изменения поведения со стороны ребенка (сокращенность и ослабленность сигналов, меньшая отзывчивость на социальное поведение матери, сниженная инициативность) со стороны матери (меньшая чувствительность к сигналам ребенка, доминирование, дефицит вовлеченности в общение, эмоциональная отстраненность) с высокой вероятностью могут привести к нарушениям взаимодействия в системе «мать — младенец», отклонениям в формировании взаимной привязанности, риску отставания в развитии.

Презентации этого автора

Скачать эту презентацию
Наверх