Код презентации скопируйте его
Внучка просит бабушку показать, как выкроить фартук кукле (задание на уроках труда). Бабушка объяснила, но через пять минут снова вопрос, затем еще и еще. Наконец, наивный консультант не выдерживает, берет и заканчивает работу самостоятельно. Внучка внутренне торжествует.
Манипуляция — это вид психологического воздействия, при которого мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент.
Манипуляция — это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.
Три важнейших признака манипуляци: идея “прибирания к рукам” обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия, искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия.
Позиция манипулятора. ребенок, вьющий веревки из взрослых, родитель, загоняющий ребенка в позицию виноватого, поклонник, добивающийся внимания к себе со стороны объекта обожания, покупатель, ищущий благосклонности продавца, подчиненный, избегающий ответственности за упущения в работе.
2. Позиция жертвы манипуляции. Достаточно поменять отмеченные выше ролевые пары — и мы готовы вспомнить ситуации, когда вскрывалась неискренность наших партнеров, когда мы чувствовали досаду за то, что попались на чью-то удочку
3. Позиция внешнего наблюдателя. Человеку, не вовлеченному в манипулятивное взаимодействие, приходится заниматься реконструкцией его деталей и характера: восстанавливать недостающие звенья, домысливать за участников.
Манипулятор обычно хочет: получить то,что хочется, но при этом выглядеть хорошо с точки зрения социальных норм; получить то, что хочется, и одновременно по возможности избежать гнева со стороны своего партнера.
Статусные: ролевая позиция, должность, возраст; Деловые: квалификация, способности, знания; Представительская поддержка – опора на силу конкретных лиц или достаточно определенных третьих лиц; Силы, позволяющие манипулятору «осилить» партнера:
4. Динамические силы: темп, паузы, инициатива; 5. Конвенциональные преимущества – опора на силу обобщенных «других», на всеобщие требования: нормы поведения, традиции, ценности, мораль;
6. Позиционные преимущества – эксплуатация эмоционального тона прежних или нынешних отношений: опора на хорошие отношения, обыгрывание вражды, недоверия, восхищения;
Список манипулятивных фраз Я впервые встречаю такого человека, как ты! Дай я тебе помогу! Да не слушай ты их, ты такая хорошая! Мне с тобой так легко и просто! Все будет так, как ты захочешь! Я тебя так понимаю! Ты самая, самая… Я такой слабый, а ты такая сильная.
Средства манипулятивного воздействия : Определение вектора воздействия, исходя из подзадач. отвлечение внимания адресата от некоторой области, ограничение внимания на требуемом содержании, снижение критичности адресата, повышение собственного ранга в его глазах, внедрение в сознание адресата требуемого желания, намерения, устремления, изоляция от влияния со стороны других людей, контроль других возможных помех и т. п.
2. Подбор вида силы (оружия воздействия) для оказания давления. перехват инициативы, введение своей темы, сокращение времени для принятия решения, приведение в состояние, когда критичность адресата снижена, рекламирование себя или намек на широкие связи и возможности, демонстрация собственной квалификации, апелляция к присутствующим, создание мифического большинства и т. п.
3. Поиск мотива, через который можно проникнуть в психическую сферу, «влезть в душу». «Струнами души» может оказаться любой значимый мотив: переживания из-за невысокого роста (полноты, болезней, размера обуви), гордость, что он интеллигент в четвертом поколении (старший сын, донской казак) , хобби, любопытство, нетерпимость к какому-то типу людей и т. д.
4. Постепенное наращивание давления по различным линиям (если требуется): - повышение плотности (ряд близких по содержанию или форме воздействий), - тотальность воздействия — его разноплановость, разнообразие каналов и мишеней воздействия, - постоянство — настойчивость, доходящая до назойливости, - интенсивность — повышение силы влияния.
Первое. Понять, увидеть, осознать скрытый мотив общения в вашем партнере по микродвижениям глаз, минимальной мимике лица, интонациям голоса, жестам и малоуловимым движениям тела психологически