Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся : « Портфолио» Тема работы: «Математика и психология». Выполнила: Ученица 7А класса МОУ «Куриловская гимназия» Серпуховского района Московской области Вербенко Елизавета Руководитель: Воробьева Галина Николаевна, учитель математики МОУ «Куриловская гимназия» 2008 – 2009 год
Cлайд 2
Цель работы: выяснить, нужны ли математические знания в психологии. Без знания математики нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные и социальные явления. Колмогоров А. Н.
Cлайд 3
Содержание. 1. Тестирование –метод психологической диагностики. 2.Использование математических знаний при интерпретации результатов тестирования. 3) Заключение.
Cлайд 4
Почему одним людям постоянно сопутствует удача и успех, а другие всю жизнь недовольны собой? Отчего в одних семьях царит благополучие и покой, а другие напоминают поле битвы? Как произвести на собеседника хорошее впечатление и правильно построить деловой разговор? На эти и подобные вопросы ищут ответы психологи разных стран. Ими проводятся интересные эксперименты, создаются различные методики, призванные помочь нам разобраться во внутреннем мире человека, в его поведении . Наблюдения психологов помогают нам лучше понять себя и других, найти решение многих жизненных проблем. Используется ли математика в психологии? Чтобы разобраться в этом, я обратилась за помощью к школьному психологу Ковалевой Лесе Игоревне. Вот что я узнала из её рассказа.
Cлайд 5
Психология – наука, которая изучает факты, закономерности и механизмы психики. Психика является свойством мозга. Психология исследует личность в общении и деятельности. Современная психология находится на стыке ряда наук, в частности математики. Для того, чтобы установить определенные психологические качества личности, используют тесты.
Cлайд 6
Тест – это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем развития психических функций и свойств личности. При помощи тестов стремятся выявить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений; наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.
Cлайд 7
Процесс тестирования может быть разделен на четыре этапа: выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста; его проведение (определяется инструкцией к тесту); количественная обработка данных исследования интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования). Третий этап предполагает применение математического аппарата психологии – использование статистических приемов и применение основных положений теории вероятностей, которые дают возможность судить о достоверности получаемых выводов.
Cлайд 8
В психологии существует немало исследовательских методик и тестов, направленных именно на выявление индивидуальных черт конкретного человека. Не все они одинаково точны и надежны. Некоторые могут дать лишь приблизительные результаты, которые ни в коем случае нельзя рассматривать как окончательный «приговор». Тем не менее большинство тестов способны выявить общие тенденции личности, они способны помочь каждому из нас хотя бы в общих чертах разобраться в себе. Первый тест, который мне доверила провести школьный психолог Ковалева Л. И. - тест: «Сова» или «жаворонок».
Cлайд 9
Рядом с ответами я расставила заранее указанный балл, соответствующий выбранному ответу. Затем для каждого теста я нашла сумму всех баллов. Используя таблицу результатов, определила тип каждого учащегося. Я раздала шестиклассникам напечатанные вопросы теста и различные варианты ответов, учащиеся должны были выделить выбранный ответ.
Cлайд 10
Тест «Сова» или «жаворонок». Как известно, есть люди, которые предпочитают утренние часы для работы и других занятий. Этот тип людей называют - «жаворонками». «Совы » же деятельны по вечерам. Статистикой доказано, что «совы» в утренние часы делают в 2 раза больше ошибок, чем «жаворонки». У «голубей » наблюдаются особенности как «жаворонков», так и «сов». Например, они не любят очень рано вставать, но и ложиться поздно не хотят. Их работоспособность имеет два пика: в 10-12 часов и в 15-18 часов. Люди этого типа любят нормальный 7-8 часовой сон и придерживаются самого обычного режима дня. Люди разного типа заметно отличаются реакциями не только на физические и температурные нагрузки, но даже на лекарства и их дозы. Этот тест поможет определить свою принадлежность к одной из трех категорий и понять, в какое время вы наиболее работоспособны. Поэтому полезно знать свой тип поведения.
Cлайд 11
Первый вывод, который я сделала – психолог должен хорошо, без ошибок уметь считать, значит , математика необходима психологии. Следующий тест был намного сложнее.
Cлайд 12
Для изучения устойчивости, сосредоточенности, объема и распределения внимания используется метод «корректурная проба». Учащимся предлагается бланк, в котором 20 строк и 40 букв. Необходимо в течении трех минут зачеркивать буквы.
Cлайд 13
Cлайд 14
Обработка результатов. Сначала подсчитывается количество букв, просмотренных за три минуты. Затем по формуле определяется показатель продуктивности и устойчивости внимания. = S S – показатель продуктивности и устойчивости внимания, N- количество просмотренных букв, n- количество ошибок( буква пропущена и не зачеркнута), t – время работы. Здесь используется умение работать с формулой.
Cлайд 15
Результат: S>1 – высокий уровень; 0,5
Cлайд 16
Количество человек проценты Всего в классе -15 человек 100 % Обследовано: 11 человек x % Зависимость прямая. Решим пропорцию: 15:11 =100:х, х=11·100:15 х=73,333… х≈73,3 Здесь очень важно знать правила округления чисел, принятые в математике.
Cлайд 17
Итак, по результатам проведенного теста получилось: Высокий уровень: 3 человека Средний уровень: 7 человек Низкий уровень: 1 человек Имеем : Всего обследовано: 11 человек - 100% Высокий уровень :3 человека - х% Зависимость прямая, решим пропорцию: 11:3 = 100:х, х=27,3 Аналогично для среднего уровня получили:63,6% , для низкого уровня -9,1%.
Cлайд 18
Общий результат психологом заносится в таблицу, а умению работать с таблицей так же учат на уроках математики. Всего учащихся: 15 100% Обследовано: 11 73,3% Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 3 человека 7 человек 1 человек 27,2% 63,6% 9,1%
Cлайд 19
Мне хочется привести в пример еще один тест, но он очень сложный, его проводила Ковалева Л. И. Мне был показан принцип обработки теста: Синдром «эмоционального выгорания учителя. Тем, кто принимал участие в тесте, предлагались 35 утверждений , например:1) « Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю», 2) «Я уверен, что моя работа нужна людям» и т.д. По каждому вопросу нужно было высказать свое мнение. Для оценки степени своего согласия с утверждением используется шкала: +2 «да», +1 «скорее да», 0 «не знаю», -1 «скорее нет», -2 «нет».
Cлайд 20
Бланк для заполнения –каждой строке соответствует симптом и соответствующие номера утверждений.:
Cлайд 21
Один из бланков ответов: При обработке результатов теста в первой строке ответ в пункте 8 заменить на противоположный. То же самое выполнить для пунктов:2,10, 12, 6,14 и во всей четвертой строке. Далее подсчитывается алгебраическая сумма баллов по строкам. Чем выше итоговый балл в строке, тем выше выраженность данного симптома « эмоционального выгорания». Затем психолог интерпретирует результат. Первая строка - симптом неудовлетворенности собой. Как видно из таблицы, у этого учителя в первой строке самый высокий балл.
Cлайд 22
В данном тесте при обработке результатов используются положительные и отрицательные числа. Психологу необходимо знать определение противоположных чисел, правила сложения чисел с разными знаками, и , наконец ,психолог должен выбрать самый высокий итоговый балл. Значит, нужно уметь сравнивать: отрицательные числа, положительные и отрицательные ,положительные и ноль, отрицательные и ноль, положительные числа .
Cлайд 23
Заключение. На примере только этих трех тестов я убедилась, что математика очень нужна психологии, а психолог должен быть хорошим математиком: уметь считать, работать с положительными и отрицательными числами, знать правила сравнения и округления чисел, уметь пользоваться формулами, заполнять таблицы, решать математические задачи на пропорции.
Cлайд 24
Литература. 1. Психология. Словарь. Составитель Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 2. Школьникам о математике и математиках. Сост. М. М. Лиман. – М.: Просвещение, 1981