X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Синтаксис

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Синтаксис

Скачать эту презентацию

Cлайд 1
СИНТАКСИС. Простое осложнённое предложение. СИНТАКСИС. Простое осложнённое предложение.
Cлайд 2
Cлайд 3
Члены предложения Главные Второстепенные подлежащее сказуемое дополнение Опре... Члены предложения Главные Второстепенные подлежащее сказуемое дополнение Определе ние Обстоятель ство Как подчеркивают ся ппппп сссс - - - - - - - - - - ~~~~~ -.-.-.-.-.-.-.-.-. На какие вопросы отвечают кто? что? что делает? что сделает? каков? вопросы косвенных падежей какой? который? чей? как? когда? почему? где? куда? откуда? зачем? Какими частями речи выражаются Существит. или местоимением в именит. падеже, инфинитивом и др. глаголом, кратким прилага - тельным и др. Существи - тельным или местоимени ем в косвенных падежах и др. Прилага - тельным, причастием и др. наречием, дееприч, существи - тельным и др.
Cлайд 4
ЗАПЯТАЯ ПРИ ОЧП Ставится запятая Схемы Примеры При отсутствии союза О, О С Он... ЗАПЯТАЯ ПРИ ОЧП Ставится запятая Схемы Примеры При отсутствии союза О, О С Онегиным он вспоминает проказы, шутки прежних лет. Перед повторяющимися союзами и…..и да…..да ни…..ни или…..или либо…..либо то…..то и др. и О, и О, и О О, и О, и О О и О, О и О Не хотелось ни есть, ни пить, ни говорить. Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям … По утрам я убегал на пруд или в рощу, на сенокос или к жнецам. Перед противительными союзами а, но да (= но) О, однако О зато Ребенок был резов, но мил. Перед второй частью двойных союзов как О, так и О если не О, то О не только О, но и О не так О, как О настолько О, насколько О и др. Этот метод лечения известен как в России, так и за рубежом. День хотя и пасмурный, но теплый.
Cлайд 5
ОЧП С ОБОБЩАЮЩИМИ СЛОВАМИ. Схемы Примеры 1. О: О, О. Снег лежал везде: на скл... ОЧП С ОБОБЩАЮЩИМИ СЛОВАМИ. Схемы Примеры 1. О: О, О. Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев. 2. О, О – О. На склонах горы, на ветвях деревьев – везде лежал снег. 3. О: О, О - … Везде: на склонах горы, на ветвях деревьев – лежал снег.
Cлайд 6
№189 Для измерения расстояний и геометрических построений используются следую... №189 Для измерения расстояний и геометрических построений используются следующие приборы: штангенциркуль, транспортир, астролябия, линейка, микрометр, рулетка.
Cлайд 7
СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1-3 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. НАПИШИТЕ НОМ... СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 1-3 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (И.Соколов-Микитов)
Cлайд 8
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинани... Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Выберите один ответ.      1.  Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.         2.  Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.         3.  Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.         4.  Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.        
Cлайд 9
Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтаксическую функци... Найдите в предложениях однородные члены и определите их синтаксическую функцию.   а) Мы обследовали наше новое жилье и нашли здесь много нужных вещей. б) Розово и зыбко явь отражается в снах. в) Длинноногая тень от белого, в рыжих пятнах, коротконогого Мурзика. г) Рядом со Стрелецким стояли Тася и Волошин.   1. подлежащее; 2. сказуемое; 3. определение; 4. дополнение; 5. обстоятельство.
Cлайд 10
Тест «Предложения с однородными членами» 1. Укажите, как нужно расставить зна... Тест «Предложения с однородными членами» 1. Укажите, как нужно расставить знаки препинания в предложении: Все в облике матроса (1) русые волосы, белые глаза, тонкие губы (2) все напоминало скорее Финляндию, нежели Кострому, его родину 1) 1 – тире, 2 – двоеточие 2) 1 – двоеточие, 2 – запятая 3) 1 – тире, 2 – тире 4) 1 – двоеточие, 2 – тире Ответы:
Cлайд 11
2. Укажите предложение с однородными членами. 1) Ты сер, а я, приятель, сед. ... 2. Укажите предложение с однородными членами. 1) Ты сер, а я, приятель, сед. 2) На одном месте и камень мохом обрастает. 3) Не делайте упражнение, не вспомнив правило. 4) Мы ехали по отлогостям гор, то взбираясь вверх, то опускаясь.
Cлайд 12
3. Укажите определение, которое должно стоять после запятой в предложении: Гд... 3. Укажите определение, которое должно стоять после запятой в предложении: Где-то я уже слышал этот красивый, ... голос. 1) мелодичный 2) низкий 3) женский 4) недовольный
Cлайд 13
4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) В тайге растут как хвойны... 4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) В тайге растут как хвойные, так и лиственные деревья. 2) Небо было все время облачно, и нельзя было видеть ни восхода, ни заката. 3) На набережной стоял господин в черном костюме и белом жилете и с пронзительным любопытством смотрел то на наше судно, то на нас. 4) Гость недолго гостит да много видит.
Cлайд 14
5. Какие однородные члены и союзы используются в предложении: Финский залив и... 5. Какие однородные члены и союзы используются в предложении: Финский залив и вдали от берега весь усеян мелями, зато превосходно обставлен маяками. 1) однородные сказуемые; противительный союз 2) однородные сказуемые; соединительный и разделительный союзы 3) однородные сказуемые и дополнения; противительный союз 4) однородные сказуемые и дополнения; соединительный и разделительный союзы
Cлайд 15
ОТВЕТЫ 1 2 3 4 5 4 4 1 4 1 ОТВЕТЫ 1 2 3 4 5 4 4 1 4 1
Cлайд 16
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражены обособляются Не обособляются определе... ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражены обособляются Не обособляются определения Причастным оборотом В постпозиции В препозиции обстоятельства Одиночным деепричастием и деепричастным оборотом всегда Если входят в состав фразеологизма
Cлайд 17
№176 /Создавая свои замечательные полотна/, К.Ф.Юон любуется сам и заставляет... №176 /Создавая свои замечательные полотна/, К.Ф.Юон любуется сам и заставляет нас любоваться чарующей красотой /покрытых инеем/деревьев, заснеженными и /сверкающими на солнце/ равнинами. /Рассматривая картины Юона/, мы вспоминаем сказочную русскую зиму с её пушистым снегом, /каждый год одевающим землю густым покровом/. Вспоминается и лёгкая морозная дымка, /окутывающая все предметы в ясные студёные дни/, и весёлые стайки задорных мальчишек,/ радующихся снежному раздолью/.
Cлайд 18
В11 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 4—8 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМ СОГЛАСОВАННЫМ РА... В11 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 4—8 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМ СОГЛАСОВАННЫМ РАСПРОСТРАНЁННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (4)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (5)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают. — (6)Вот ведь способный какой, а! (7)Совсем вчера не учил уроков, а на тройку ответил! (8)Отец говорит это радостно, и свои восторги он, как обычно, заканчивает словами из песни: — (9)И в воде он не утонет, и в огне он не сгорит!.. (10)Или что-нибудь вроде этого.
Cлайд 19
В11 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 2—4 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ.... В11 СРЕДИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 2—4 НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ. НАПИШИТЕ НОМЕР ЭТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. (2)«Вот придёт наша Леля с работы, мы вам покажем!» — кричали они волейболистам соседнего двора. (3)И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4)Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.
Cлайд 20
А.20. В КАКОМ ВАРИАНТЕ ОТВЕТА ПРАВИЛЬНО УКАЗАНЫ ВСЕ ЦИФРЫ, НА МЕСТЕ КОТОРЫХ В... А.20. В КАКОМ ВАРИАНТЕ ОТВЕТА ПРАВИЛЬНО УКАЗАНЫ ВСЕ ЦИФРЫ, НА МЕСТЕ КОТОРЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ?                     1) В черной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор(2) спряталось(3) уставшее за день (4) солнце.                                1)1,3          2)2,3         3)1,2         4)1,2,3,4. 2) Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести(2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А Римский – Корсаков создал либретто оперы  «Вечера на хуторе близ Диканьки».                              1)1,2,3,4         2)2          3) 3,4         4)4. 3) Перелистывая (1) книги из библиотеки Пушкина(2) и (3) изучая пометки на полях (4) невольно приходишь к выводу , что поэт был еще и генеральным читателем.                          1)2,3,4             2)1,2      3)3,4              4)4.
Cлайд 21
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ Случаи обособления Примеры 1. Обособляются оди... ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ Случаи обособления Примеры 1. Обособляются одиночные и распространенные обращения, стоящие в любом месте предложения Василий Васильевич, прошу оставить меня в покое … Вот, почтенные граждане, один из случаев разоблачения. 2. Части распространенного обращения Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг. 3. Междометие перед обращением Эй, любезный, подожди маленько. 4. Не выделяется частица о перед обращением О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!
Cлайд 22
.  НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ОБРАЩЕНИЯ И УКАЖИТЕ, ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СХОДНЫХ ... .  НАЙДИТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ОБРАЩЕНИЯ И УКАЖИТЕ, ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СХОДНЫХ ПО ФОРМЕ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.       1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит — летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). — Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. — Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). — Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва — мой любимый город. — Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). — В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Cлайд 23
В5. В ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ... В5. В ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ. ВЫПИШИТЕ ЦИФРУ, ОБОЗНАЧАЮЩУЮ ЗАПЯТУЮ ПРИ ОБРАЩЕНИИ. Чудная,1 милая,2 восхитительная бабушка Колкина!.. Честно говоря,3 редкостные люди нас окружают,4 Елена!..
Cлайд 24
. В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА?       а) Однако я господ... . В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА?       а) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.       б) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.       в) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?       г) Ты письмо мое, милый, не комкай.
Cлайд 25
В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? .        а) Лидия Николаев... В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? .        а) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.       б) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.       в) Брат мой, как я рад тебя видеть!       г) Читатель, любишь ли ты книги?
Cлайд 26
В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? .        а) Помоги мне, со... В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ИМЕЕТСЯ ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА? .        а) Помоги мне, солнце красное.       б) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.       в) Итак, вы в Москве родные мои?       г) Он был, о море, твой певец.
Cлайд 27
ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Значения Примеры 1. Различные чувства к счасть... ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Значения Примеры 1. Различные чувства к счастью, к несчастью, к сожалению, на беду и т.д. 2. Различная степень уверенности конечно, разумеется, безусловно, естественно, действительно, очевидно, вероятно, видимо, может быть, кажется, наверное и др. 3. Источник сообщения по-моему, по-твоему, на мой взгляд, по словам кого-либо, по мнению кого-либо и др. 4. Последовательность, связь мыслей во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак, значит, так, например, в частности и т.д. 5. Способ оформления мыслей одним словом, иначе говоря, иными словами, короче говоря, мягко выражаясь и др. 6. Привлечение внимания собеседника видишь (ли), видите (ли), знаете (ли), извините, позвольте, представьте себе, согласитесь и др.
Cлайд 28
№199 Страна, в которую пришли в давние времена славяне, была богата лесами. Н... №199 Страна, в которую пришли в давние времена славяне, была богата лесами. На целые сотни километров тянулись непроглядные и непроходимые лесные дебри, которые перемежались озёрами да болотами. На севере росли хвойные леса. В таких лесах было легко заблудиться, поэтому их так боялись наши предки. «Ходить в лесу- видеть смерть на носу»,-говорили они. Южнее шли лиственные леса. Их называли чёрными. Широкая густая листва дубов, клёнов, осин, лип и берёз противится солнечным лучам, и в таких лесах лежит чёрная тень. В лесной глуши привольно было всякому лесному зверю: белкам, зайцам, волкам, медведям. Лес снабжал славянина строительным материалом, из которого строили жилища, изготовляли посуду. Из лыка наши предки плели обувь, а шкурки пушных зверей согревали людей в лютые морозы. Лес кормил и лечил людей. Лес- защитник людей, надёжное убежище от врагов.
Cлайд 29
1) После того как я смазал по физиономии Костику,(1) отец сказал: -Драться,(2... 1) После того как я смазал по физиономии Костику,(1) отец сказал: -Драться,(2)конечно,(3) нехорошо. А всё-таки смелый какой,(4)а! Ниже на две головы,(5)а пошёл в наступление,(6) решился!.. 2) И когда отец со свистком во рту усаживался сбоку возле сетки,(1) он тоже казался Кольке,(2) а может быть,(3) и всем остальным совсем молодым человеком. 3)Семён Петрович повернулся к Кате,(1)не замечая её угрюмого взгляда: -Катюша,(2) давай-ка «Соловья» алябьевского… -Значит,(3) «Соловья»?-спросила Катя. 4) Конечно,(1) бабушка была счастлива за свою дочь,(2)гордилась её мужем,(3) то есть моим отцом,(4) но она ,(5) как и я,(6) редко следовала тем правилам,(7) к которым нас с ней старались приучить. 5) Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники. -Хватит,(4)-говорю я дедушке,(5)-мы наелись,(6)пошли. 6) Правда,(1) раньше мать говорила,(2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так,(3)наверно,(4) говорят все матери о своих детях,(5)если даже они у них уроды. В5 В ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПРОНУМЕРОВАНЫ ВСЕ ЗАПЯТЫЕ.ВЫПИШИТЕ ЦИФРЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЗАПЯТЫЕ ПРИ ВВОДНОМ СЛОВЕ.
Cлайд 30
А21. В КАКОМ ВАРИАНТЕ ОТВЕТА ПРАВИЛЬНО УКАЗАНЫ ВСЕ ЦИФРЫ, НА МЕСТЕ КОТОРЫХ В ... А21. В КАКОМ ВАРИАНТЕ ОТВЕТА ПРАВИЛЬНО УКАЗАНЫ ВСЕ ЦИФРЫ, НА МЕСТЕ КОТОРЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ?   Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.   1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4  Правила (1) как известно (2) создаются или выбираются для определенной ситуации. Со временем (3) складывается новая ситуация, при которой прежняя теория уже не способна вести вперед и (4) следовательно (5) должна быть заменена. 1) 1, 2, 3, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 2, 5
Скачать эту презентацию
Наверх