В3 Словосочетание как единица синтаксиса Типы связи слов в словосочетании ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Cлайд 2
Согласование это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставит- ся в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом вроде, числе и падеже или в числе и падеже). При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменя- ются и формы зависимого слова. ˟ Какой? Чей? … вьющиеся растения в третьем классе мой друг ˟ Какие? ˟ В каком? ˟ Чей?
Cлайд 3
Управление это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставит- ся при главном в определенном паде- же независимо от того, в какой форме стоит главное слово. При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (оста- ется в том же падеже). ˟ Вопросы падежей … руководить театром окончание школы думаю о друге ˟ Чем? ˟ Чего? ˟ О ком?
Cлайд 4
Примыкание это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наре- чия, деепричастия, неопределенная фо- рма глагола (инфинитив) и притяжа- тельные местоимения его, ее, их. В сло- восочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соеди- няется с главным только по смыслу. ˟ Смысловые вопросы неизменяемое слово прийти поговорить быстро доехать вернулся вечером ˟ Когда? ˟ Зачем? ˟ Как?
Cлайд 5
В каком ряду даны все словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЯ? кто-то из нас, письмо написано, в течение года, в течении реки путем замены, рассказ артиста, мой друг, желание рисовать белый от снега, посеять рожь, очень хорошо, сидеть молча ласковый взгляд, мой друг, над опустевшим домом, из-за дальнего леса 1 2 3 4
Cлайд 6
НЕВЕРНО
Cлайд 7
ВЕРНО
Cлайд 8
В каком ряду даны все словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ? слушать молча, жить дружно, глубокое озеро, семь дней его подруга, пять лет, возле бушующей реки, автор проекта беспокоиться о детях, рассказ ветерана, заниматься спортом, улицы городом возможность учиться, что-нибудь новое, вдали от шумной дороги, войти в дом 1 2 3 4
Cлайд 9
НЕВЕРНО
Cлайд 10
ВЕРНО
Cлайд 11
В каком ряду даны все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ? голубое сияние, льется с вершины, учить работать по-зимнему холодный, уехать зимой, проявить заботу очень хороший, уехал учиться, одет по-зимнему молодым человеком, мой друг, кругом бежит, старый дом 1 2 3 4
Cлайд 12
НЕВЕРНО
Cлайд 13
ВЕРНО
Cлайд 14
В каком ряду даны все словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ? встретить друга, листья клена бежать быстро, будем говорить левый поворот, деревянный карандаш говорил улыбаясь, вытереть досуха 1 2 3 4
Cлайд 15
НЕВЕРНО
Cлайд 16
ВЕРНО
Cлайд 17
В каком ряду даны все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ? думал уйти, участвовать в поиске, поиск неизведанного доблестный труд, стоял молча, из трех книг смотреть исподлобья, добраться засветло, улицы города пребывать за границей, работать без устали, улыбнуться смущаясь 1 2 3 4
Cлайд 18
НЕВЕРНО
Cлайд 19
ОТЛИЧНО
Cлайд 20
Укажите тип связи в подчинительном слово-сочетании ЭТОГО НЕ ПОЙМЁМ в предложении. Пока этого не поймём, мы будем пленниками чужих товаров. управление ОТВЕТ этого не поймем ˟ Чего?
Cлайд 21
Укажите тип связи в подчинительном слово-сочетании УДРУЧАЮЩЕ ОБЕДНЁН в предло-жении. Мир стал бы удручающе обеднён, наступило бы время невежества, подозрительности и отчужде-ния. примыкание ОТВЕТ удручающе обеднен ˟ Как? В какой степени?
Cлайд 22
Укажите тип связи в подчинительном слово-сочетании ЭТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ в предложении. Определения эти упрощённые, схематичные. управление ОТВЕТ эти определения ˟ Какие?
Cлайд 23
Из предложения 14 выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ. образованное (14) Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понима-ние любви, за предельную одухотворенность чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания. рыцарски стоял ОТВЕТ рыцарски стоял ˟ Как?
Cлайд 24
Укажите тип связи в подчинительном слово-сочетании НАРАЩИВАЕТ СКОРОСТИ (в предложении 13). (13) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается. управление ОТВЕТ Что? наращивает скорости ˟
Cлайд 25
Из предложения 31-32 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. (31) Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. (32) Надо вырабатывать душу. вырабатывать душу ОТВЕТ Что? вырабатывать душу ˟
Cлайд 26
Из предложения 20 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (20) Вся энергия уходит на отбивание от преследователей. вся энергия ОТВЕТ вся энергия ˟ Какая?
Cлайд 27
Из предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. (7) Мать все так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. свою голову ОТВЕТ свою голову ˟ Чего?
Cлайд 28
Из предложения 20 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. (20) Каждый день ходишь мимо , видишь и вспоминаешь. ходишь мимо ОТВЕТ Как? ходишь мимо ˟
Cлайд 29
Какой тип связи используется в словосочетании НАЗЫВАЮТСЯ ПО-УЧЕНОМУ (предложение 16). (4) В живой народной речи запечатлелось так много накопленных за долгие века наблюдений и практических сведений из тех областей знания, которые по-ученому называются агрономией, метеорологией, анатомией и т.д. примыкание ОТВЕТ Как? называются по-ученому ˟
Cлайд 30
1) Составьте пять-шесть вариантов задания В3. 2) Выпишите из предложений все подчинительные словосочетания и укажите тип связи в них: Василий Федотов представлял собой довольно интересный тип купца, вышедшего из приказчиков и достигшего благосостояния, но корысть с желанием положить себе в карман лишний миллиончик погубила его. На зелёном, цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, - улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! У меня только осталось впечатление, что правда на стороне раненого, и я помню, что удар был нанесён внезапно, из-за угла. Все сплетено и завязано, всё находится в подчинении друг у друга и образует одно прекрасное целое, именуемое словом «ансамбль». И не пытались ли родные своими делами отгородиться от подростка, как бы говоря: вот тебе всё, что необходимо, вот одежда, обувь, еда, вот тебе деньги, - только будь таким, каким мы хотим тебя видеть, и не причиняй нам хлопот.