Обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» Урок русского языка в 5 классе Учитель: Планкова Татьяна Оттовна БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа №4 имени И.И. Стрельникова»
Cлайд 2
Любите ли вы путешествовать? Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя. Альберт Камю
Cлайд 3
Урок-путешествие Цель урока: закрепление и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.
Cлайд 4
Путешествуем вместе с …
Cлайд 5
Карта Путешествия Третий лишний: найди словосочетание В каморке Папа Карло и Джузеппе Мастерит куклу
Cлайд 6
Узнай слово Корень такой же, как в слове ИЗЛОЖЕНИЕ Приставка, как в слове ПРЕДЫСТОРИЯ Окончание, как в слове НА ЗАРЕ Суффикс, как в слове СОЧИНЕНИЕ
Cлайд 7
Шапка вопросов 1. Отвечает на вопрос кто? Чаще всего выражено именем существительным. 2. Бывает глагольным и именным. 3. Отвечает на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? 4. Подчеркивается пунктирной линией. 5. Потерялся вопрос: Где?.....Куда? Откуда? …..Зачем? и Как?
Cлайд 8
Реши кроссворд Знак препинания, отделяющий прямую речь и слова автора, стоящие в начале предложения. 2. Знак препинания, ставящийся между подлежащим и сказуемым, если они выражены словом одной и той же части речи. 3. « » 4. Завершающий предложение знак препинания. 5. По вертикали прочитайте ключевое слово: один из способов передачи чужой речи 1/5 2 3 4
Cлайд 9
Ответы к кроссворду 1. Двоеточие 2. Тире 3. Кавычки 4. Точка 5. Ключевое слово: ДИАЛОГ
Cлайд 10
Государство Синтаксис Словосочетание Предложение Члены предложения Знаки препинания и однородные члены предложения Прямая речь и диалог Обращение знаний
Cлайд 11
Станция 1.Орфографическая разминка. Терминологический диктант
Cлайд 12
Самопроверка Словосочетание, простое предложение, красочное определение, обстоятельство места, дополнение, знаки препинания, двоеточие, прямая речь и диалог, поставить кавычки. 0 ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3 ошибки – 3 4 и более - 2
Cлайд 13
Станция 2. Словосочетание Назовите отдельные слова Назовите слова, связанные сочинительной связью. Назовите словосочетания СУЩ.+СУЩ., ГЛАГ.+СУЩ., ПРИЛ.+СУЩ. Словосочетание «красочное определение» превратите в предложение. Укажите отличительные признаки.
Cлайд 14
Словосочетание и предложение Красочное определение Определение красочное Определите синтаксическую роль слова «красочное» в первом и во втором случае. Сделайте вывод: Какое умение мы должны в себе развить? Как называется красочное определение в русском языке и литературе? Какова его роль в языке?
Cлайд 15
Хочу все знать о предложении. Я приготовила вам коварные вопросы Они сели под дубом и ждали когда у него вывалятся изо рта золотые. Охарактеризуйте предложение по цели высказывания? Охарактеризуйте предложение по интонации? По наличию второстепенных членов? По составу? Сколько грамматических основ в предложении. Выделите их. Расставьте знаки препинания. Укажите вид сложного предложения. Укажите способ выражения подлежащего ЗОЛОТЫЕ.
Cлайд 16
Театр Карабаса Барабаса Определите, какую роль в предложении играют части речи. Будьте внимательны!!! Существительное ТЕАТР Многоликий Глагол УЧИТЬСЯ Прилагательное ДЕЖУРНЫЙ Числительное ЧЕТЫРЕ
Cлайд 17
Проверь друга. КЛЮЧ: 1А 2 Г 3 В 4 Б 5 Д Критерии оценивания: 0 ошибок – 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 ошибки – 3 балла 3 ошибки – 2 балла 4 ошибки – 1 балл
Cлайд 18
Расставьте правильно знаки препинания и объясните их выбор.. Я напишу эту комедию роскошными стихами начал Пьеро. Я буду продавать мороженое и билеты сказала Мальвина. Постойте ребята а учиться когда же спросил папа Карло. Все враз ответили учиться будем утром а вечером играть в театре.
Cлайд 19
Потерялись обращения Свет мой ……скажи да всю правду доложи. Отпусти ты …. меня в море Поклонись ….. рыбке. Куда ты….так рано поднялся? Скушай яблочко……. ……..ты могуч, ты гоняешь стаи туч. Ой вы …… вы откуда и куда? Ты…. всех милее, всех румяней и белее.
Cлайд 20
ЕГЭ. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении: Я буду продавать мороженое и билеты. А. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. Б. Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая. В. Простое предложение, перед союзом И нужна запятая. Г. Простое предложение, перед союзом И не нужна запятая.
Cлайд 21
ЕГЭ. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении: Я напишу эту комедию роскошными стихами начал Пьеро. А. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены словом одной части речи. Б. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов. В. Тире ставится после прямой речи перед словами автора.
Cлайд 22
ЕГЭ. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении: Все враз ответили: « Учиться будем утром, а вечером играть в театре». А. Двоеточие ставится , если обобщающее слово стоит пред однородными членами предложения. Б. Двоеточие ставится перед прямой речью после слов автора. В. Двоеточие ставится в бессоюзном сложном предложении, если вторая часть предложения поясняет содержание первой.
Cлайд 23
ЕГЭ. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены). А. В комедии я буду играть самого себя и прославлюсь на весь мир. Б. Это сами куклы пишут пьесы и стихи и сами играют. В. Мы победили своих врагов при помощи остроумия смелости и присутствия духа. Г. Папа Карло вертел шарманку и весело подмигивал публике.
Cлайд 24
ЕГЭ. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятых (знаки препинания не расставлены). А. И Арлекин и девочки и колдуны в шляпах со звездами удрали от Карабаса Барабаса. Б. В театре весело играла музыка раздавался хохот и хлопанье в ладоши. В. Карабас Барабас упал и остался сидеть в луже под дождем. Г. Куклы открыли кукольный театр и дали первое представление.
Cлайд 25
Готовимся к ЕГЭ Проверь себя : 1 Г 2 В 3 Б 4 Г 5 А
Итоги урока Рефлексия 1. Отметьте в маршрутном листе, что вам в изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» хорошо понято, что недостаточно. 2. Какие темы вам необходимо повторять при изучении следующего раздела русского языка? 3. Укажите ожидаемую оценку на сегодняшнем уроке. 4. Смайликом обозначьте ваше впечатление о нашем путешествии.