Тема урока Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».
Cлайд 2
ЦЕЛИ УРОКА повторить понятия, касающиеся простых и сложных предложений; систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания; воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка; воспитывать у учащихся чувство патриотизма и трудолюбия; развивать у учащихся навыки, необходимые для определения сложных и простых предложений как в письменной (по грамматической конструкции и наличию знаков препинания), так и в устной речи (по интонации и наличию нескольких основ).
Cлайд 3
Проверка домашнего задания. Фронтальная беседа с классом по изученному материалу. Какой раздел науки о языке мы изучили? Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация? Какие знаки препинания мы научились ставить? Что такое словосочетание? Какие виды словосочетаний вы знаете? В чём отличие простого предложения от сложного? Когда можно поставить тире между подлежащим и сказуемым? Какие предложения являются односоставными? 2.Индивидуальная работа по карточкам на месте и на доске.
Cлайд 4
Карточки К№1(у доски) Подчеркнуть грамматическую основу предложений, рассказать, чем может быть выражено сказуемое. Вода в лесном ручье холодна и прозрачна. В январский день солнце светит, но не греет. Птицы – наши друзья. Природа нашего края скромна. Леса здесь сплошь хвойные. К№2(на месте). Выписать из данного предложения словосочетания, определить их вид и строение. Дождевые капли падали на землю и тяжело шлёпались о листья.
Cлайд 5
Работа с новыми словами, которые записываются в словарь. Салют - праздничный фейерверк. Просека (от сечь)-очищенная от деревьев узкая полоса земли в лесу, для обозначения какой-нибудь границы. Горизонт-линия, отделяющая небо от земной поверхности.
Cлайд 6
Анализ простых предложений. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. Задание: выделить три предложения День был субботний: выражающие основную мысль стихотворения. Иоанн Богослов. Какие это предложения? Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. А.Ахматова
Cлайд 7
Анализ сложных и простых предложений. Какое это предложение? А.С.Пушкин объединил три предложения интонационно, получилось одно сложное предложение. [ ],[ ],[ ]. Какое это сложное предложение? Лошади тронулись. Колокольчик загремел. Кибитка полетела. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.
Cлайд 8
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы топаем ногами. Топ, топ, топ Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп Качаем головой Мы руки поднимаем Мы руки опускаем Мы руки разведём И побежим кругом.
Cлайд 9
Утром дождь перестал, и отяжелевшие тучи медленно расползлись по разным сторонам. Изредка поздней осенью выдаются такие дни, когда тёплый туман залегает над рекой и лежит до самого вечера. В чём сходство и различие этих двух предложений? Сходство Различие
Cлайд 10
Где живут союзы? Почему они в разных домиках? Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения И, а, но, да Что, чтобы, потому что, где, когда, если Сочинительные Подчинительные
Cлайд 11
Работа с текстом Ровные стружки. Лучше всех плотников работал лохматый Фёдор. В корявых его руках топор превращался в крылатое существо. Сначала Фёдор делал насечки, которые потом он использовал. На топор плотник не глядел, но насечки клал ровно и быстро. Мастер одним ударом снимал слой дерева, и в сторону отлетал пахучий горбыль. Найдите сложные предложения, объясните постановку знаков, нарисуйте схемы. [ - = ], (которые …) [ - = ], но [ - = ] [ - = ], и [ = - ],
Cлайд 12
Самостоятельная тестовая работа. 1.Зима будет холодной если белка делает большие запасы. 2.Солнце скрылось за горизонтом потому что наступила ночь. 3.Море утихло и только изредка глухо вздыхало. 4.Нелюдимо наше море день и ночь шумит оно. 5. Я научилась просто мудро жить смотреть на звёзды и молиться Богу. 6.Из-за кустов вдруг выглянул мальчик и тут же исчез. Задание: 1-ый вариант выписывает номера предложений простых с однородными членами, рисует из схемы. 2-ой вариант выписывает номера сложных предложений, рисует их схемы.
Cлайд 13
Подведение итогов. 1. О чём мы сегодня говорили? 2. Какие предложения являются сложными? Какие виды сложных предложений вы знаете? 3. Какие союзы подскажут вам, что предложение сложноподчинённое, а какие, что предложение сложносочинённое? 4. Какие члены предложения могут быть однородными?
Cлайд 14
Домашнее задание. 1.Контрольные вопросы и задания стр.105-106. 2.Упражнение 251 (по данным схемам составить предложения на тему «Мы дежурим».) 3. Кто затрудняется работать со схемами, написать несколько предложений на тему «Мы дежурим»