X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Скачать эту презентацию
Cлайд 1
Педагогический проект «Исследовательская деятельность как средство формирован... Педагогический проект «Исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий» Автор проекта: Павлова Н.Б. учитель биологии МОУ Горельская сош Тамбовского района
Cлайд 2
Актуальность проекта Перемены, происходящие в современном обществе, требуют у... Актуальность проекта Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи. Поэтому в настоящее время речь идет о построении учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом.
Cлайд 3
Новизна опыта Дополнение программы по биологии с учетом индивидуальных, возра... Новизна опыта Дополнение программы по биологии с учетом индивидуальных, возрастных особенностей учащихся, а также с учетом оснащения материально- технической базы Использование современных компьютерных технологий Исследовательская и проектная деятельность на уроках и во внеклассной деятельности. Подготовка и организация проектов: «Экологическая тропа» «Святой источник» «Природа – бесценный дар, один на всех» «Исследование Горельского леса» (животный и растительный мир, грибы, болезни леса, ресурсы леса). «Экологическое состояние и охрана природы Тамбовской области» : «Мониторинг водной среды р. Цна» «Мониторинг воздуха в с. Горелое» Буклеты Газеты Дидактический материал (разработки уроков, тесты, кроссворды)
Cлайд 4
Противоречие В современной теории и практике существует противоречие между об... Противоречие В современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к уровню универсальных учебных действий (компетенций), с одной стороны, и недостаточной подготовкой учителя по формированию универсальных действий, с другой стороны.
Cлайд 5
Проблемы Ограниченность времени на освоение объемных школьных программ. Низки... Проблемы Ограниченность времени на освоение объемных школьных программ. Низкий уровень умений работать с учебником и другой научной литературой у учащихся среднего и старшего звена. Снижение мотивации к изучению предмета.
Cлайд 6
Объект и предмет исследования Объект исследования: процесс формирования униве... Объект и предмет исследования Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий. Предмет исследования: влияние организации УВП на основе исследовательской деятельности на повышение качества знаний, мотивации обучающихся и формирование универсальных учебных действий..
Cлайд 7
Гипотеза Можно предположить, что организация УВП на основе исследовательской ... Гипотеза Можно предположить, что организация УВП на основе исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время обеспечит: Доступность и понимание учебного материала; повышение внутренней мотивации учащихся; более высокое качество знаний обучающихся по биологии; В результате использования результатов исследований, обучающиеся начнут свободно ориентироваться в учебном материале, научатся выделять главное, будут лучше запоминать изучаемый материал.
Cлайд 8
Цели и задачи Цель: обоснование и экспериментальная проверка исследовательско... Цели и задачи Цель: обоснование и экспериментальная проверка исследовательской деятельности в образовании как средства формирования универсальных учебных действий на уроках биологии. Задачи: показать, что способ предоставления знаний в виде организации исследований – объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс; научить самостоятельно искать и перерабатывать информацию и обмениваться ею; способствовать формированию устойчивого интереса к предмету; внести вклад в воспитание личности, способной к самообразованию и адаптированной в современном обществе
Cлайд 9
Участники и сроки реализации проекта Участники: обучающиеся 7-11-х классов. С... Участники и сроки реализации проекта Участники: обучающиеся 7-11-х классов. Сроки реализации: 2008-2010 годы.
Cлайд 10
Прогнозируемый результат Повышение качества знаний в достаточно короткие срок... Прогнозируемый результат Повышение качества знаний в достаточно короткие сроки и, как результат повышение интереса к предмету и уровня мотивации обучающихся. В результате использования в обучении результатов исследований, обучающиеся начнут свободнее ориентироваться в учебном материале, научатся практически применять изучаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать продуктивно и использовать знания для решения проблемных ситуаций, жизненных задач.
Cлайд 11
Теоретическая база проекта Инновационный процесс распространения исследовател... Теоретическая база проекта Инновационный процесс распространения исследовательской деятельности в педагогике закономерен: об использовании исследований и их эффективности писали Н.П. Гузик, Н.П. Шаталов, Г.К. Селевко, В.В.Гузеев, Т.В. Щукина и другие;
Cлайд 12
Теоретическая база проекта Одной из главных задач развития познавательной акт... Теоретическая база проекта Одной из главных задач развития познавательной активности учащихся в процессе образования является организация детской научно-исследовательской деятельности.
Cлайд 13
Исследовательская деятельность Учебно- образовательная деятельность Внеклассн... Исследовательская деятельность Учебно- образовательная деятельность Внеклассная деятельность Классные часы Кружки Экологические праздники Экскурсии Самостоятельное проведение исследований Уроки биологии Уроки экологии человек растения Общая биология животные Научно-практическая конференция Теоретическая база проекта
Cлайд 14
Теоретическая база проекта Теоретическая база проекта
Cлайд 15
Теоретическая база проекта В результате при проведении исследований каждый уч... Теоретическая база проекта В результате при проведении исследований каждый ученик самостоятельно добывает необходимые знания, а не получает их в готовом виде, самостоятельно изучает и описывает те сведения и наблюдения, которые он наравне с другими получает в ходе исследования. Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способов работы с материалом, материалы работ побуждают учащихся самостоятельно выдвигать идеи, делать собственные выводы. Использование такого подхода в обучении позволяет строить взаимодействие по схеме: учитель – исследование – ученик. При этом учитель становится координатором, методологом, а функция ученика приобретает характер внутреннего диалога с источником и результатами исследования.
Cлайд 16
Этапы реализации проекта Подготовительный – актуализация темы проекта, опреде... Этапы реализации проекта Подготовительный – актуализация темы проекта, определение целей и задач. Исследовательский – изучение теоретической базы и научной литературы; знакомство с передовым опытом; отбор технологий; подбор материала. Внедренческий – разработка и применение исследований разного типа на уроках и во внеурочной деятельности в 7-9 классах;. Аналитический – анализ проделанной работы; выявление наиболее эффективных приемов и методов; обобщение опыта; подведение итогов.
Cлайд 17
Педагогические технологии Информационно – коммуникационные технологии. Технол... Педагогические технологии Информационно – коммуникационные технологии. Технология тестового контроля. Личностно – ориентированные технологии.
Cлайд 18
Методы и приемы словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и... Методы и приемы словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации; рассказ, лекция, семинар, беседа); репродуктивные и проблемно-поисковые методы — (аспект мышления). методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления обучением).
Cлайд 19
Формы работы фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная. Формы работы фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.
Cлайд 20
Продукты проекта Выступления на педагогических советах и научно – практически... Продукты проекта Выступления на педагогических советах и научно – практических конференциях различного уровня. Дидактический материал. Разработки уроков. Буклеты Презентации Творческие отчеты
Cлайд 21
Методы диагностики Опрос. Самодиагностика. Тестирование. Анкетирование. Методы диагностики Опрос. Самодиагностика. Тестирование. Анкетирование.
Cлайд 22
Результаты диагностики Диаграмма качества знаний по биологии за три года (сре... Результаты диагностики Диаграмма качества знаний по биологии за три года (средние показатели по школе).
Cлайд 23
Результаты диагностики Диагностика качества знаний по классам за три года. Результаты диагностики Диагностика качества знаний по классам за три года.
Cлайд 24
Результаты диагностики Учебно-организационные умения Результаты диагностики Учебно-организационные умения
Cлайд 25
Развитие уровня мотивации (по данным психологического обследования) На уроках... Развитие уровня мотивации (по данным психологического обследования) На уроках биологии происходит динамическое снижение стрессового состояния у обучающихся ,что благотворно сказывается на мотивации их обучения и их психофизическом развитии в целом.
Cлайд 26
Анализ уровня познавательного интереса обучающихся за период 2008-2010 учебны... Анализ уровня познавательного интереса обучающихся за период 2008-2010 учебные годы. Уровень познавательного интереса на уроках биологии является достаточно устойчивым и имеет тенденцию к динамическому росту. Значительно снижается процент детей с низким уровнем развития познавательного интереса.
Cлайд 27
Результаты по развитию интереса к биологии (Анкетирование) Средние показатели... Результаты по развитию интереса к биологии (Анкетирование) Средние показатели по школе
Cлайд 28
Эффективность проекта Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности ... Эффективность проекта Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы. В результате использования в обучении исследований, обучающиеся начинают свободнее ориентироваться в учебном материале, учатся выделять главное, классифицируют элементы знаний, лучше запоминают формулы и формулировки.
Cлайд 29
Выводы Результаты, полученные  в ходе реализации проекта, подтвердили гипотез... Выводы Результаты, полученные  в ходе реализации проекта, подтвердили гипотезу о том, что применение исследовательской деятельности при организации УВП  способствует формированию универсальных учебных действий. Анализ и обобщение опыта использования исследований приводят к выводу, что их применение, во-первых, способствует развитию памяти и внимания, повышает скорость восприятия и запоминания; во-вторых, способствует развитию системного мышления, умений выполнять разнообразные интеллектуальные операции; в-третьих, позволяет создавать более четкие структурно-логические схемы, что в свою очередь создает условия для оптимизации содержания учебной дисциплины. Систематическая организация исследований формирует запас слов, развивает память, аналитическое мышление, способствует развитию природоведческих компетентностей, У учителя появляется значительный резерв  времени, который он может использовать на изучение современных вопросов биологии.
Cлайд 30
Результативность Организовано участие детей как в конкурсах, проводимых в шко... Результативность Организовано участие детей как в конкурсах, проводимых в школе, так и в районе. Исследование «Святой источник» было представлено на региональном конкурсе «Родник – источник жизни», где заняли призовое место в номинации «Исследование воды в источнике». В газете «Притамбовье» были напечатаны стихи о Святом колодце. Выпускница школы Н.Колмакова написала стихотворение «Горельские родники», Е. Маняхина – « Село ты моё родниковое». Научно-исследовательская работа «Природа – бесценный дар, один на всех» была представлена на конкурс «Зеленая планета», где была отмечена Почетной грамотой. Созданы презентации по разным темам и различного рода печатные материалы. Отчёт по проводимой исследовательской работе был представлен на районном семинаре по теме « Формирование основных компетентностей обучающихся в организации исследовательской деятельности». Красной нитью доклада « Формирование ключевых компетенций обучающихся в условиях работы разновозрастной группы « Юный эколог» было формирование учебных, исследовательских и коммуникативных компетенций, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. По реализации данной проблемы выступала на заседании КМО учителей естественно - научного цикла МОУ Горельская сош, на школьной научно-практической конференции «Знание- сила», «Земля — наш общий дом». Выступала с докладом на районной научно-практической конференции « Инновационная деятельность педагога – основа развития современной школы».( 2010 год), школьных педсоветах « Творческий подход к организации воспитательного процесса», « Создание на уроке и во внеурочной деятельности условий для развития мотивации успеха к учебно-познавательной деятельности», на КМО учителей естественно-научного цикла, на родительских собраниях, тематических вечерах.
Cлайд 31
Используемые ресурсы Литература. Гузеев В.В. Образовательная технология: от п... Используемые ресурсы Литература. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам // Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство Ростовского государственного педагогического университета, 1994. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. Ланина И.Я. Не уроком единым… М.: Просвещение, 1991. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Рекомендации по написанию исследовательских работ. В кн.: Материалы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. М., 2000. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7.32-81. Введ. 01.01.82. М., 1981. Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.. М., Издательский центр “Академия”, 2000. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. - «Директор школы» 1998, № 4. Гурова, Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления // Вопросы философии, 1986. - № 1. -  С. 37 – 42. 4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология  / И.А. Зимняя. М.: Просвещение, 2003. – 399 с. Интернет – ресурсы. http://www.openclass.ru http://ru.wikipedia.org http://old.ulstu.ru http://www.it-n.ru
Cлайд 32
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!
Скачать эту презентацию
Наверх