Методика обучения «Человек в истории и культуре» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» компенсирующего вида
Cлайд 2
«История – наставница жизни» Формирование представлений о человеке в настоящее время можно рассматривать в нескольких приоритетных направлениях: 1. Познание себя как социальной личности. 2. Развитие дружелюбного отношения к жителям Земли (представления о людях других стран). 3. Познание человека в рамках патриотического воспитания (представления о людях родной страны).
Cлайд 3
Принципы обучения и воспитания детей в детском саду: - целостность, системность, последовательность связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка учет возрастных особенностей, опережение (создание зоны опережающего развития)
Cлайд 4
Процесс познания состоит из следующих компонентов: Объект (что развивать?) Способ (как развивать?) Результат (для чего развивать?) Основная цель - эмоциональное погружение дошкольников в ходе восприятия и переживания культурно- исторических сведений. Развитие устойчивого интереса к познанию истории и воспитание уважительного отношения к культуре своего и других народов.
Cлайд 5
Работа с детьми по разделу «Человек в истории и культуре» включает в себя несколько этапов: Диагностика уровня развития знаний по истории человечества у детей; Составление рабочего плана-программы, где прописываются цели, задачи, связь со специалистами; Подготовка диагностического, иллюстрированного, наглядного материала и ТСО; Работа с родителями; Анализ реализации плана-программы.
Cлайд 6
Методы и приемы работы с детьми Предварительная работа Прием группировки Прием классификации, ассоциации, «перевертывания», прием опорного пункта Нахождение отличий, сходства предметов Прием аналогии Различные схемы, пиктографическое (рисуночное ) письмо
Cлайд 7
7. Формы организации познавательной деятельности: интеграция программного содержания занятий из данной системы работы в занятия познавательного, речевого, художественно- творческого цикла; совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, музыкально - художественная деятельность, подвижные игры, хороводы); театрализованные представления на основе познавательного материала, усвоенного детьми; дидактические игры, развивающие представления детей о культуре и быте народов мира, понимание слов, отражающих представления о русской культуре, возможность эмоционально реагировать на литературные и другие источники, пытаться частично их воспроизвести; подвижные игры с речевым содержанием, способствующие речевому развитию, вырабатывающие ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивают умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу; настольно-печатные игры с историческим содержанием позволяют вывести ребенка на уровень символического замещения, что способствует дальнейшему развитию речевого мышления.
Cлайд 8
8. Практические занятия, опыты, эксперименты 9. Моделирование 10. Лента времени, анаграммы, различные перфокарты, дидактические игры, демонстрация слайдов, репродукций, музыка, викторины, рассуждения детей, игры - инсценировки, этюды, выполнение практических заданий. 11. Закрепление материала в продуктивной деятельности, в свободном общении 12. Развивающая среда группы
Cлайд 9
Условия для развития представлений о человеке в истории и культуре Подборки книг, открыток, комплекты репродукций, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, с техническими достижениями человечества Уголок краеведения («Изба», комната быта и пр.). Образцы предметов народного быта (посуда, украшения и др.). Образцы национальных костюмов, куклы в национальных костюмах. Художественная литература (сказки и легенды народов мира, популярные издания античных, библейских сюжетов и пр.). Телевизор и DVD-проигрыватель (подборки исторических мультфильмов, видео энциклопедий, DVD обучающих фильмов, программ, и др.; Музыкальный центр (прослушивание аудио записей музыки разных стран), Компьютер (Point-презентации культур разных стран, компьютерные развивающие программы).
Cлайд 10
Для чего развивать? Для приобретения ребенком интегративных качеств; чтобы ребенок осознавал свою принадлежность к человеческому роду, чтобы знал свои человеческие возможности и умел управлять свои телом, чувствами и поступками, а так же мог определить свое место среди других людей.