Классификация детских игр Старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования БОУ ДПО «ИРООО» Гаврилова Елена Николаевна
Cлайд 2
Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
Cлайд 3
Целесообразность классификации игр В педагогике делались неоднократные попытки изучить виды игр с учетом их функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.
Cлайд 4
Зарубежные классификации игр Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).
Cлайд 5
Зарубежные классификации игр Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гроса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гросом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охо ту, ухаживание и др.).
Cлайд 6
Отечественные классификации игр: П. Ф. Лесгафта, Н. К. Крупской Классификация, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Игры делятся на две группы : игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами.
Cлайд 7
творческие игры делятся на: режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом, игра-фантазирование, хороводные, игры-эксперименты.
Cлайд 8
игры с правилами делятся на: дидактические, развивающие, подвижные, спортивные игры, которые классифицируются с учетом разных оснований
Cлайд 9
дидактические игры Подразделяются: по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолъно-печатные, словесные).
Cлайд 10
Развивающие игры относятся к интеллектуальным, искусственным, результативным, абстрактным (или символическим), являются своеобразным интеллектуальным тренингом. Виды игр: Игры на плоскостное и объемное моделирование: сложи квадрат, игры-головоломки, танграм, уголки и др. Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование): геометрические головоломки (из счетных палочек), на построение, изменение фигур (например, из определенного количества спичек лодку преобразовать в ракету), игрушки-трансформеры, квадрат В.В. Воскобовича. Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест: паркеты, цветное панно. Логические игры: логические блоки Дьенеша и др. Художественно-развивающие – подбери палитру к картине, подбери схему к картине.
Cлайд 11
Подвижные игры Классифицируются: по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.). Есть и другая классификация подвижных игр: По происхождению – народные и авторские; По структуре – сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов); По характеру организации – без разделения играющих на команды и с делением; По типу основного движения – с бегом, с прыжками; По степени подвижности – малой, средней, большой.
Cлайд 12
Отечественные классификации игр: С.Л. Новоселовой В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Выделяют три класса игр: 1)игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры: игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;
Cлайд 13
Отечественные классификации игр: С.Л. Новоселовой 2)игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательными целями: игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные;
Cлайд 14
Отечественные классификации игр: С.Л. Новоселовой 3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей.
Cлайд 15
Отечественные классификации игр: Н.А. Коротковой Игра - как представление – сюжетные; Игра - как борьба за что-то – игры с правилами. Каждый из этих видов развивается независимо и параллельно.
Cлайд 16
Сюжетные игры 1.Воображаемая ситуация и каждый играющий ее придерживается. 2.Отсутствие предметного результата. 3.Диапозон от индивидуальной до сов-местной. 4.Во времени поступательна, она движется. 5.Отношение сопричастности, если игра совместная.
Cлайд 17
Виды сюжетных игр режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом, игра-фантазирование
Cлайд 18
Игры с правилами 1.Наличие специфического результата – выигрыша. 2.Наличие формулированных правил. 3.Игры с правилами – всегда совместная деятельность. 4.Развертывается циклично. 5. Отношения между участниками - соперничества.
Cлайд 19
Разновидность игр с правилами На физическую компетенцию. На умственную компетенцию (стратегические). На удачу. Могут быть смешанные. Например, «Домино» - и стратегические и на удачу.
Cлайд 20
Структура игры с правилами Процесс игры 1.Начало игры. 2.Реализация цикла игры. 3.Фиксация выигрыша. 4.Перераспределение фиксации для следующего кона (по очереди ход, кто выиграет).
Cлайд 21
Структура игры с правилами Типы правил 1.Общенормативные правила (жребий). 2.Конкретные правила действия. 3.Определение выигрыша. 4.Кто выиграл, тот будет первый.
Cлайд 22
развивающее значение разное В сюжетных играх развивается воображение, способность ориентироваться в смыслах человеческой деятельности, способность понимать другого. В играх с правилами развивается нормативная регуляция поведения, стремление к достижению.
Cлайд 23
Задание к практической работе Изучите раздел «Игра» реализуемой образовательной программы, определите чья классификация лежит в основе программы. Спроектируйте циклограмму игровой деятельности на неделю по реализуемой образовательной программе.