Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд , который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.
Cлайд 2
с и н т а к с и с
Cлайд 3
У П Т Н К У А Ц И Я ПУНКТУАЦИЯ
Cлайд 4
Повторение по теме: «Синтаксис и пунктуация»
Cлайд 5
Цели: 1) повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; 2) проверить готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация»;
Cлайд 6
ЧТО такое СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ ?
Cлайд 7
Синтаксис (от греч. синтаксис – «построение, сочетание, порядок») – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.
Cлайд 8
Единицы синтаксиса словосочетание и предложение
Cлайд 9
Пунктуация (от лат. пунктум – «точка») – раздел лингвистики, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки, употребления.
Cлайд 10
Cлайд 11
Для чего нужны знаки препинания?
Cлайд 12
Запомни! Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияют на смысл предложения, затрудняют его прочтение, порой делая его противоположным по смыслу!
Cлайд 13
Сочинения Незнайки Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах. 2. Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 3. Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо. Как бы вы расставили знаки препинания, чтобы не было никакой нелепицы? , , , , :
Cлайд 14
Схемы. Расставьте знаки препинания, объясните их.
Cлайд 15
Прочитайте предложение: Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки. О каких членах данного предложения идет речь? 1. Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие? 2. Обозначает место действия, зависит от сказуемого - глагола, отвечает на вопрос где?; выражено существительным с предлогом. 3. Зависит от сказуемого - глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?; выражено наречием.
Cлайд 16
1. Определение «разноцветные» 2. Обстоятельство «на осинке» 3. Обстоятельство «бесшумно»
Cлайд 17
Составьте предложение: из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе; 2. из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее; 3. добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван; 4. из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство (с другим предлогом).
Cлайд 18
Тихая ночь опустилась на город.
Cлайд 19
Определите, простыми или сложными являются предложения: Книга - лучший товарищ. Проводник сказал, что в лесу водятся медведи. Прошла гроза, и выглянуло солнышко. Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
Cлайд 20
Докажите, что это предложения: Наступает вечер. 2. Вечереет. 3. Вечер.
Cлайд 21
Игра
Cлайд 22
Расставьте недостающие знаки препинания и вставьте пропущенные орфограммы Осенью в городе Часто шли трамваи по городу. Кроме трамваев, ходили троллейбусы автобусы, идущие из города на дачи. Люди могли ост..новить их, подняв руку. В специально отведенных м..стах собирались дачники группами. Их было видно изд..лека. И автобус ост..навливался сам. Ос..нью автобусы в..зли к..ртошку огурцы помидоры виноград. Всё дышало густым ар..матом ос..ни падающими зол..тыми листьями. Была засыпана земля а п..зднее пот..нуло дымом костров. Жгли засохшие листья сучья, высохшие за лето. Тр..щали рассыпались в воздух.. мелкие искры. Л. Чеснокова , , , , , , , ,
Cлайд 23
Итог - Какие разделы русского языка мы сегодня повторили?
Cлайд 24
Домашнее задание: стр. 105, ответить на вопросы, № 251 и № 252
Cлайд 25
Составила учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №2 г. Сальска Романенко Ольга Анатольевна