В1 Основные способы образования слов в русском языке ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Cлайд 2
Приставочный Наиболее продуктивен среди глаголов: ехать → отъехать → заехать → уехать → приехать Слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и слова, от которых они образованы. агент → суперагент Сущ. Сущ. интересный → преинтересный Прил. Прил.
Cлайд 3
Суффиксальный Суффиксация используется в словообразовании всех основных частей речи: брат → братство слива → сливовый Только этим способом образуются причастия и деепричастия от глаголов. читать → читающий → читавший → читая Обратите особое внимание на наречия на –о– красиво ← красивый интересно ← интересный радостно ← радостный
Cлайд 4
Приставочно-суффиксальный река → заречный тёмный → затемно окно → подоконник Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами –ник, -й(е), -ок езда → наездник берег → побережье дар → подарок глаголы с постфиксом –ся делать → разделаться наречия с приставкой по- и суффиксами –и, -ому, -ему дружеский → по-дружески зимний → по-зимнему новый →по-новому
Cлайд 5
Бессуффиксный Этим способом образуются существительные со значением цвета от прилагательных синий → синь зеленый → зелень существительные со значением действия от глаголов записать → запись полететь → полёт
Cлайд 6
1 2 3 4 B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую? 1) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист. 2) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я уви- дел умилительную картину. 3) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши. 4) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.
Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость. по-прежнему ОТВЕТ по-прежнему ← прежний
Cлайд 22
Из предложения 22-23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (22)Многолетние наблюдения показали ему, что чело-век, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собствен-ной бедой, оказывается не готовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. беспомощным ОТВЕТ беспомощным ← помощь
Cлайд 23
Из предложения 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации). (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6) В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. (7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. (8)Снова – метро, его подземелья. переходах ОТВЕТ переход← переходить
Cлайд 24
Из предложения 6-7 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации). (6) Но страницы с русским переводом не было. (7) Перед нами извинились и принесли блеклую, криво сброшюрован-ную стопку листов с инструкцией на русском языке. переводом ОТВЕТ перевод← переводить
Cлайд 25
Из предложения 7-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации). (7)Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два достойных выхода. (8)Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё-таки пойти по дороге, избранной в юности. (9)Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные! выхода ОТВЕТ выход← выходить
Cлайд 26
Из предложения 27-28 выпишите слово, образованное приставочным способом. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постиже-ния. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли. подтекст ОТВЕТ подтекст ← текст
Cлайд 27
Из предложения 9-11 выпишите слово, образованное приставочным способом. (9)Надо сказать, что за мою юношескую жизнь тво-рения Александра Грина несколько разделались чуть ли не запретными. (10)А Славка всегда хранил верность роман-тике и знал «Алые паруса» наизусть. (11)- Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я. несколько ОТВЕТ несколько ← сколько
Cлайд 28
Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18). (18)Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек. суффиксальный ОТВЕТ размышления ← размышлять
Cлайд 29
Определите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3). (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. суффиксальный ОТВЕТ беспрепятственно← беспрепятственный
Cлайд 30
Определите способ образования слова КЛЮКВЕННЫЙ (предложение 4). (4) Клюквенный морс очень полезен. суффиксальный ОТВЕТ клюквенный← клюква
Cлайд 31
Определите способ образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22). (22) Но я неверно сказала, что промежуток отклады-вания своих дел в надежде «наверстать» оказывается для них только пустым и потерянным временем. суффиксальный ОТВЕТ откладывания← откладывать
Cлайд 32
Определите способ образования слова БЕЗОБЛАЧНЫЙ (предложение 7). (7) В такую безоблачную погоду приятно отправиться на прогулку в лесную чащу. приставочный ОТВЕТ безоблачный← облачный
Cлайд 33
Определите способ образования слова БЕЗЖАЛОСТНО (предложение 7). (7) А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, недавно высящегося на берегу, но безжалостно сне-сенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорнос-ти и запустения стал безобразен. суффиксальный ОТВЕТ безжалостно← безжалостный