«ВЕЛИЧЕСТВА И КРАСОТЫ ЕЕ НЕ МОЖНО ИСПОВЕДАТИ» (погружение в мир русской иконописи) Интегрированный урок развития речи русского языка и православия Учитель :Ходыревская А. Н.
Cлайд 2
ЦЕЛИ УРОКА: 1.1Повторить и систематизировать знания об особенностях использования причастий, причастных оборотов в речи, повторить орфограммы в причастиях; 1.2 Развивать речь учащихся через создание текстов в рамках синтаксического моделирования и способствовать развитию образности и выразительности речи учащихся благодаря использованию причастий и причастных оборотов 2.Научить рассматривать иконопись как одно из направлений древнерусской культуры, а икону - как ценность русской культуры; 3.Расширить лексический запас учащихся культурологической лексикой; 4. Способствовать воспитанию любви и уважения к иконописи как к виду искусства.
Cлайд 3
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА ( работа со словарями) ИКОНА – греч. «изображение, образ» ИКОНОПИСЕЦ – тот, кто пишет иконы, занимается живописью икон. ИКОНОПИСЬ - вид религиозной живописи, писания икон.
Cлайд 4
Создание икон
Cлайд 5
Синтаксическое моделирование
Cлайд 6
СИМВОЛИКА ИКОН
Cлайд 7
Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям Свой видимый образ. Правитель сирийского города Эдессы князь Авгар был тяжело болен. Однажды ему открылось, что излечение произойдет, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, Но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил его к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». Икона – обращение к Богу языком линий и красок – стало на Руси молитвой. Весь смысл иконы в том, чтобы наглядно изобразить не окружающий нас мир, а мир духовный..
Cлайд 8
Небо и земля в иконе Веками Русь переживала тяжелые испытания: войны, разрушения, голод. Дни благополучия были редкими и недолгими. Но даже в самые мрачные времена русские иконы утешали своим мудрым покоем. В иконе живут рядом два мира – горний и дольний. Слово «горний» означает «небесный, высший». В старину так говорили о чем-то, что находится наверху. «Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Легкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или коричневым цветом. Иногда земля почти исчезает, растворяясь в небесном сиянии.
Cлайд 9
Круг в иконописи Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.
Cлайд 10
Цвет в иконе Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.
Cлайд 11
Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной. Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери.
Cлайд 12
Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой. Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.
Cлайд 13
Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти. Цвет, который никогда не использовали в иконописи – серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос – старца в короне. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Cлайд 14
Синтаксическое моделирование
Cлайд 15
Владимирская икона Божией Матери
Cлайд 16
Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. «» Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы
Cлайд 17
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Cлайд 18
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси - через Киев, Владимир и Москву.
Cлайд 19
Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.
Cлайд 20
После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан.
Cлайд 21
Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы - Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова - первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.).
Cлайд 22
Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.
Cлайд 23
Синтаксическое моделирование
Cлайд 24
КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Cлайд 25
Город Казань Казанская икона Божией Матери явилась в1579г. в г.Казани. Пресвятая Богородица неоднократно являлась во сне благочестивой девушке Матроне, повелев возвестить Казанскому архиепископу Иеремию, чтобы они взяли икону из земли и при этом указала само место. 8 июля икона была чудесно обретена Матроной и архиепископ с Крестным ходом перенес ее в ближайшую церковь во имя святителя Николая, а оттуда в Благовещенский собор.
Cлайд 26
Празднование Казанской Божией Матери 22 октября(4 ноября) Празднование установлено в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г. Когда польские войска овладели Москвой, русский народ встал на защиту Родины. В ополчение, которое возглавлял князь Дмитрий Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Богородицы. Зная,что бедствия допущены за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились за небесной помощью .Находившемуся в плену святому Арсению было открыто о перемене суда Божьего на милость. Воодушевленные этим известием русские войска 22 октября 1612 г. освободили Москву.
Cлайд 27
Казанский храм в г.Москве Пресвятая Богородица явила Свою чудотворную икону, чтобы более утвердить в христианской вере жителей, а неверовавших-расположить к ней
Cлайд 28
Казанский храм в г.Казани
Cлайд 29
Синтаксическое моделирование
Cлайд 30
ИКОНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА
Cлайд 31
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере
Cлайд 32
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним
Cлайд 33
Святой страдалец скончался в Никомидии в 303 году
Cлайд 34
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия
Cлайд 35
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием»
Cлайд 36
СИНТАКСИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Cлайд 37
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ КУРСКАЯ КОРЕННАЯ
Cлайд 38
Курская - Коренная икона Божией Матери «Знамение» - одна из древнейших икон Русской Церкви ,обретенная в XIII веке во время татарского нашествия
Cлайд 39
Рыльский князь не вышел навстречу чудотворной иконе и был наказан
Cлайд 40
Крымские татары не раз пытались поджечь часовню, но ничего не получалось
Cлайд 41
При царе Феодоре Иоанновиче к Коренной Пустыни был основан монастырь
Cлайд 42
Икона Божией Матери «Знамение»часто находилась в Курске, но с 1806 года её переносили в Курскую коренную постоянно с 9-ой седмицы по Пасхе и до 12 сентября, она находилась там
Cлайд 43
Икона Божьей Матери с 1950 года находится в США она пребывает в Синодальном Знаменском Соборе Русской Православной Церкви заграницей в Нью-Йорке
Cлайд 44
Синтаксическое моделирование
Cлайд 45
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Cлайд 46
Синтаксическое моделирование
Cлайд 47
РАБОТА В ГРУППАХ ГРУППА 1. Составьте связный текст, насыщенный причастиями и причастными оборотами, отвечая на вопросы: Какие секреты знали древние иконописцы? На чем писалась икона? Почему краски были такими яркими и прочными?
Cлайд 48
РАБОТА В ГРУППАХ ГРУППА 2. Составьте связный текст, насыщенный причастиями и причастными оборотами, используя предложения, созданные в синтаксическом моделировании ГРУППА 3. Составьте связный текст, насыщенный причастиями и причастными оборотами, доказав в нем, что икона Божией Матери Курская Коренная – свидетельница и участница исторических событий
Cлайд 49
ГРУППА 4. Составьте связный текст, насыщенный причастиями и причастными оборотами, доказывая в нем, используя материал схемы, что литература и иконопись тесно связаны друг с другом Виды искусства Литература Древнерусская живопись Создаёт образ Слова Краски Дополняют и обогащают друг друга Легенда о хане Тамерлане Легенда о победе Георгия над змием
Cлайд 50
РАБОТА В ГРУППАХ ГРУППА 5. Составьте связный текст, насыщенный причастиями и причастными оборотами, доказывая в нем, что иконы представляют эстетическую ценность, используя данные ниже материалы и опорные словосочетания: оценка икон в древних памятниках письменности: «…красота ее несказанна…» «…исписана дивно…» «…величества ее не можно исповедати…» опорные словосочетания: художественное воздействие, удалось передать, человеческое переживание, скорбь и страдание, тончайшие оттенки, гармоническое единство.
Cлайд 51
«БЛАЖЕН, КОМУ ВЫПАЛО ВИДЕТЬ СВЕТЛЫЕ РИЗЫ СВЯТЫХ» «ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА-ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, УЧЕНИЕ О БЛАГОЧЕСТИИ» «С МОЛИТВОЙ НА УСТАХ РАБОТА СПОРИТСЯ» «БОГУ МОЛИТСЯ – ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ» «РОДИТЕЛИ СПАСАЮТ МОЛИТВОЙ ОШИБАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ СВОИХ»