Определенно-личные предложения (8 класс, программа М.М. Разумовской) Автор: Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга
Cлайд 2
Була т Ша лвович Окуджа ва ( 9 мая 1924, Москва,— 12 июня 1997, Кламар, Франция) — советский и российский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е—1980-е годы.
Cлайд 3
Цели урока: Дать понятие об односоставных предложениях, научить различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям; развивать культуроведческую и коммуникативную компетенции, воспитывать любовь к поэтическому слову.
Cлайд 4
Найдите грамматическую основу 1.На синей улице портовой всю ночь сияют маяки. 2. На белый бал берез не соберу.
Cлайд 5
Cлайд 6
Определите лицо глаголов 1.Возьму шинель, и вещмешок, и каску, В защитную окрашенную краску. 2. Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше, Когда дворники маячат у ворот.
Cлайд 7
сказуемое-глагол в форме 1-го лица ед. и мн. ч. 2-го лица ед. и мн. ч. Изъявительного или повелительного наклонения (можно подставить местоимения я, ты, мы, вы) Предложения определённо-личные
Cлайд 8
«Грузинская песня» Виноградную косточку в теплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь свое сердце настрою… А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Cлайд 9
Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье, говорите мне прямо в лицо, кем пред вами слыву, царь небесный пошлет мне прощение за прегрешенья… А иначе зачем на земле этой вечной живу?
Cлайд 10
- В чем видит свое предназначенье поэт? - О каком чувстве это стихотворение? -Как бы вы определили его основную мысль? - Как вы понимаете слова «на любовь свое сердце настрою»? - Какие предложения использует поэт в данном стихотворении?
Cлайд 11
Зрительный диктант 1) Раскрываю страницы ладоней, молчаливых ладоней твоих, что-то светлое и молодое, удивленное смотрит из них.
Cлайд 12
Что объединяет данные предложения? Полночный троллейбус! Мне дверь отвори! Мальчики, постарайтесь вернуться назад. Не оставляйте стараний, маэстро, Не убирайте ладоней со лба. Капли датского короля пейте, кавалеры.
Cлайд 13
Что такое обращение? - Какова роль обращения в предложении? - Есть ли подлежащее в этих предложениях? Какой можно сделать вывод? - Какие это предложения по цели высказывания? - Почему в предложениях с обращением достаточно часто нет подлежащего?
Cлайд 14
Творческая работа Совесть, благородство и достоинство – Вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, Но зато умрешь как человек. Как вы понимаете последнюю строчку?
Cлайд 15
Что нового узнали вы на уроке? Домашнее задание: выписать из стихотворений Б. Окуджавы 5 определенно-личных предложений.
Cлайд 16
Использованы материалы: http://images.yandex.ru/yandsearch?clid=9403&text=jrel%3Bfdf http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0&uinfo=ww-1316-wh-645-fw-1091-fh-448-pd-1 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BB%D0%BE%D0%B7%D0%B0&uinfo=ww-1316-wh-645-fw-1091-fh-448-pd-1 Кулаева И.И. МОУ «Нойкинская средняя общеобразовательная школа» Интегрированные уроки по русскому языку и литературе в 8 классе