Использование психогимнастики в дошкольном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 15 «Светлячок» Учитель-логопед Стойкина Е.А.
Cлайд 2
Психогимнастика Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). (СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990). В её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
Cлайд 3
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Когда использовать психогимнастику?
Cлайд 4
Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Cлайд 5
Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Cлайд 6
ЦЕЛЬ психогимнастики Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Cлайд 7
Для этого педагогу необходимо решать следующие методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; учить подражательно воспроизводить чужие эмоции; фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций; повторно воспроизводить эмоции в заданных упражнениях; контролировать ощущения.
Cлайд 8
Структура занятий по психогимнастике Начальный этап — беседа с детьми, художественное слово, загадка, яркая, красочная игрушка, сюрпризный момент и другое. Цель: мотивация детей на тематику занятия или другую форму работы.
Cлайд 9
Структура занятий по психогимнастике Этап проживания действий — отработка основных движений, гимнастических упражнений и другое. Цель: достижение результата обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Cлайд 10
Структура занятий по психогимнастике Этап организации эмоционального общения. Цель: тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга. В содержание общения ребенка со взрослым или сверстником включаются такие упражнения, как обмен ролями партнеров по общению, оценка своих эмоций и эмоций партнера. Ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.
Cлайд 11
Структура занятий по психогимнастике Этап организации контролируемого поведения. Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;
Cлайд 12
Заключительный этап. Цель: закрепление содержания предлагаемого материала, а также положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. Структура занятий по психогимнастике
Cлайд 13
Пластические этюды Изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне. Обыгрывание ситуаций Кошка и мышка. Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку. Передать движением, мимикой или иным способом бычка и ежика (по содержанию стихотворения). Ежик и бычок Встретил ежика бычок И лизнул его в бочок. Но, лизнув его, бычок Уколол свой язычок. А колючий еж смеется: «В рот не суй что попадется!» А. Воронъко 1.Пластические этюды
Cлайд 14
2. Образно-пластическое творчество детей Представить: вы строители. Наливаете краску в ведро, красите стену, ставите лестницу к стене, поднимаетесь по лестнице, забиваете гвозди молотком, сверлите дырки дрелью, вставляете стекла в раму, проводите электропроводку, открываете и закрываете замок. Угадайте, что я делаю. Один ребенок показывает действия строителей, а другие — угадывают. Образные перевоплощения и оживление предметов Изобразить подъемный кран, груженый самосвал, брошенный на дороге кирпич, бетономешалку, электродрель и другие инструменты. Изобразить дом, покинутый хозяевами; разрушенную избушку; дом, в который въезжают новоселы. Представить себя пилой, полотком, дрелью. Показать назначение этих инструментов.
Cлайд 15
3. Передать мимикой и движением поведение … Обыгрывание.. Енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки. Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу. Медвежата и пчелы. Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.
Cлайд 16
Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений. Шумный Ба-Бах В очень громких сапогах Ходит по лесу Ба-Бах! И, заслышав этот звук, В ветках спрятался Тук-тук, На сосну взбежал Цок-цок, В чащу кинулся Прыг-скок; Чик-чиришка в листья — порх! Шебуршонок в норку — порх! Тихо-тихо все сидят И, хихикая, следят, Как шумит в лесу Ба-Бах В очень громких сапогах. Дж. Ривз Мишка Бедный мишка заболел — Мишка много меда ел. Мишка плачет и кричит: — У меня живот болит! Мишка стонет, Слезы льет — У него болит живот. Непослушный Жадный мишка Съел лесной малины Лишка. Ф. Бобылев
Cлайд 17
Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность). Курс психогимнастики проводит педагог -психолог
Cлайд 18
Уточним, где и как использовать психогимнастику воспитателю ДОУ. 1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия. 2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной) 3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (Вводить в ткань беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.) 4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства. Единицы психогимнастики — ЭТЮДЫ.
Cлайд 19
Применение элементов психогимнастики В ДОУ ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ И ПСИХОЛОГОМ ЭТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ- БЕСЕДЫ СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Нравственно –экологические занятия
Cлайд 20
В пособии представлены конспекты занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Удачное соединение нравственных бесед с разнообразными играми, психогимнастическими упражнениями и этюдами поможет развитию эмоциональной и двигательной сферы, формированию этических представлений у детей. Участие в разыгрывании сюжетов способствует раскрепощению и объединению детей в группы,совершенствованию творческих способностей дошкольников. Пособие адресовано психологам и педагогам дошкольных учреждений,коррекционно-развивающих центров,руководителям театральных студий и кружков.
Cлайд 21
В пособии изложена оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного и младшего школьного возраста. Обобщая свой многолетний опыт, автор предлагает читателям курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей внимания, памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений; дает методические указания по проведению этих занятий.