ГИА- В1 1. Замените слово домище на стилистически нейтральное слово. 2. Замените слово домище на слово официально-делового стиля. 3. Замените слово поговорить на стилистически окрашенное.
Cлайд 5
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе .
Cлайд 6
Цель нашего урока – научиться пользоваться языком И его средствами для написания части С 1 ГИА – сжатого изложения
Cлайд 7
Изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора.
Cлайд 8
Подробное изложение (содержание передается полностью и подробно). Сжатое изложение (содержание передается сжато, кратко, обобщенно).
Cлайд 9
Виды содержательных и языковых способов сокращения текста. Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).
Cлайд 10
Основные языковые приёмы компрессии исходного текста 1. Замены: - замена однородных членов обобщающим наименованием; - замена фрагмента предложения синонимичным выражением; - замена предложения или его части указательным местоимением; - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; - замена сложноподчиненного предложения простым.
Cлайд 11
2. Исключения: - исключение повторов; - исключение фрагмента предложения; - исключение одного или нескольких синонимов. 3. Слияния: - слияние нескольких предложений в одно.
Cлайд 12
Исключение второстепенной информации, повторов, уточняющих, поясняющих, вводных конструкций. Обобщение - вычленение единичных фактов, замена их языковыми средствами обобщенной передачи.
Cлайд 13
В тексте должно остаться содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел, ключевые слова и микротемы.
Cлайд 14
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!» В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек. (245 слов) (По В.В.Шахиджаняну)
Cлайд 15
Первый абзац Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.
Cлайд 16
Встречаются плохие специалисты - равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно.
Cлайд 17
Второй абзац Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»
Cлайд 18
Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость.
Cлайд 19
Третий абзац В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» - вот тогда и получится настоящий человек.
Cлайд 20
В чём высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе.
Cлайд 21
Критерии оценивания ИК 1 – содержание изложения (0-2 балла) ИК 2 – сжатие исходного текста (0-3 балла) ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (0- 2 балла) Максимальное количество баллов по критериям ИК1-ИК3 – 7.
Cлайд 22
- Что должно быть отражено в сжатом изложении? - Какие способы сжатия текста вы знаете? - По каким критериям оценивается сжатое изложение?