Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» Выполнила учитель русского языка и литературы Буцкова Светлана Анатольевна ГБОУ СОШ №2113 Москва 2015г.
Cлайд 2
Задача сжатого изложения Кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения
Cлайд 3
Сжатие текста Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
Cлайд 4
Этап первый Первое прочтение текста 1. определите тему текста а) по началу текста б) по ключевым словам в) по заглавию г)по ключевым эпизодам д) по поступкам или размышлениям героев
Cлайд 5
2 Надо сформулировать основную мысль 3 Определить стиль и тип речи, особенности построения текста 4 Составить план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их
Cлайд 6
Типы речи 1. Описание 2. Повествование 3. Рассуждение
Cлайд 7
Стили речи 1. Научный 2. Официально-деловой 3. Разговорный 4. Публицистический 5. Художественный
Cлайд 8
Как определить микротему? 1. Выделяем главную мысль в абзаце 2. По ключевым словам и ключевым предложениям
Cлайд 9
Этап второй Второе прочтение текста 1 В каждой микротеме определите существенное и дополнительное Существенное: раскрывает тему и идею текста Дополнительное: подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить
Cлайд 10
Выберите способ сокращения текста: 1. Исключение 2. Обобщение 3. Упрощение
Cлайд 11
К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Cлайд 12
При исключении необходимо Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Cлайд 13
Обобщение или объединение парцеллированных предложений; ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
Cлайд 14
Замена(упрощение) однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением и т.д.
Cлайд 15
При замене необходимо Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. Сформулировать получившееся предложение.
Cлайд 16
Что нельзя удалять из текста? Основные детали, помогающие понять авторскую идею; аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Cлайд 17
Внимание ! При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает: 1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте; 2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте; 3) точность передачи информации в каждой из микротем.
Cлайд 18
Список использованной литературы: Методическая литература, использованная для разработки урока: Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.