Современные образовательные технологии на уроках литературы. «Творческая мастерская построения знаний» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №5 им. П.Д.Киселёва Гиясова Н.А.
Cлайд 2
Творческая мастерская- история возникновения «Французская группа нового образования» возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана во Франции. Объединение возглавлял Анри Бассис ( известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель) и его жена и соратник Одет Бассис. Группа разработала технологию « atelie », которая в отечественной педагогике получила название французских (творческих, педагогических) мастерских. В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре Дюни в Санкт-Петербурге. В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которым довелось участвовать в работе учительских семинаров во Франции: книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других.
Cлайд 3
Типы творческих мастерских могут быть разными, но в основном распространены следующие: мастерские творческого письма; — мастерские построения знаний; — мастерские по самопознанию; — мастерские отношений и ценностных ориентации и ряд других.
Cлайд 4
Принципы построения мастерской Принципы построения педагогической мастерской 1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове. 2. Равенство всех, включая мастера. 3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности. 4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. 5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. 6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс
Cлайд 5
Особенности мастерской Особая роль принадлежит творческому письму и вообще работе со словом, которая важна на всех предметах и на всех этапах деятельности в мастерской Большую роль играет побуждение к ассоциативному мышлению. Само слово может обозначать процесс установления таких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию». Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников.
Cлайд 6
Алгоритм работы в мастерской Первый этап Индуктор — первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли. Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция — разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской. «Социализация», т. е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.
Cлайд 7
Алгоритм работы в мастерской Второй этап Обращение к новой информации и ее обработка. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т. п. Групповая или индивидуальная работа. Социализация. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
Cлайд 8
Важно! Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской. Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских, так же как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.
Cлайд 9
Стратегическая цель урока: Выявление контрастности в выражении идеи повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».
Cлайд 10
Мастерская построения знаний по повести Гоголя «Невский проспект» 1. Индукция Какие ассоциации вызывает у вас слово контраст? Создание индивидуальных ассоциаций Построение знаний на основе работы со словарями
Cлайд 11
Мастерская построения знаний по повести Гоголя «Невский проспект» тема урока «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется» 2. Создание группового творческого продукта по вопросам: - По Невскому вслед за автором - Пошлое и трагическое в судьбах героев - Призрачный мир
Cлайд 12
Мастерская построения знаний по повести Гоголя «Невский проспект» 3.Социализация. представление полученного материала в виде презентаций в Рower Point с обязательным собственным осмыслением материала
Cлайд 13
Мастерская построения знаний по повести Гоголя «Невский проспект» Обращение к новой информации. 1. Групповая работа со статьей Белинского«О РУССКОЙ ПОВЕСТИ И ПОВЕСТЯХ г. ГОГОЛЯ» 2. материалом о двух точках зрения на творчество Гоголя 3. статьёй Ю.Нечипоренко. О Невском проспекте; Вторая социализация Озвучивание выводов, появившихся после ознакомления с оценками творчества Гоголя. Выход на новую задачу - написание эссе
Cлайд 14
Что можно почитать по теме И.А.Мухина Что такое педагогическая мастерская? (http://schools.keldysh.ru)