Готовим к ЕГЭ по русскому языку на литературе? О методике работы с текстовой информацией на уроках русского языка и литературы
Cлайд 2
Интеграция уроков русского языка и литературы Понятие интеграция происходит от лат. Integer – целый, что подразумевает восстановление некоего единого пространства Основные приемы интеграции На уроках литературы анализируется язык художественных произведений (лексика синтаксис, средства художественной выразительности). Уроки по развитию речи подчинены формированию навыка определить рамки сочинения, объем и взаимосвязь его основных частей – вступления, главной части и заключения; написание фрагментов сочинения, конструирование предложений с использованием синонимических синтаксических конструкций; лингвистический анализ художественных текстов.
Cлайд 3
Часть С на ЕГЭ по русскому языку Итак, от нас требуется: 1) определить тему и идею текста; 2)Выделить проблемы, затронутые в тексте 3)Прокомментировать выявленную проблему; 4) сформулировать позицию автора по выделенной проблеме; 5)изложить собственную позицию с привлечением нескольких аргументов. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, ъ поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (приведите не менее трех аргументов).
Cлайд 4
Разработка методических приёмов по формированию у учащихся общеучебных навыков работы с текстом Самый активный период освоения навыков — 5, 6 и 7-е классы, поэтому большинство алгоритмов и памяток создаются для этих классов. Первое правило при работе с алгоритмом — он не даётся ученикам в готовом виде, а осваивается в ходе работы с учителем, только затем ученики получают его как результат своей работы.
Cлайд 5
Алгоритм пересказа Алгоритмы для 5–6-х классов. Алгоритм для составления пересказа 1. Прочитать текст, отмечая основные (ключевые) события, явления, лица. 2. Установить между ними причинно-следственные связи. 3. Продумать речевые связки между предложениями, эпизодами, структурирующие текст-пересказ. 4. Продумать последовательность изложения материала согласно заданию. 5. Составить текст-пересказ. Алгоритмы для 7–8-х классов. Расширение алгоритма 1. Прочитать текст, отмечая основные (ключевые) события, явления, лица. 2. Составить к ним необходимые пояснения согласно заданию учителя. 3. Установить между ними причинно-следственные связи. 4. Сформулировать предполагаемый итог (обобщение, оценку). 5. Продумать речевые связки между предложениями, эпизодами, структурирующие текст-пересказ. 6. Продумать последовательность изложения материала согласно заданию. 7. Составить текст-пересказ.
Cлайд 6
Алгоритм составления характеристики персонажа 1. Отметить в тексте всю информацию (детали, описания, оценки), которая относится к персонажу. 2. Выделить в этой информации важные, яркие примеры, которые можно процитировать. 3. Представить героя: 1) указать, главный он или второстепенный, назвав произведение, имя автора; 2) создать портрет героя, используя авторское описание или описание по воображению; 3) описать поступки и действия героя, отражающие особенности его характера; 4) привлечь оценки героя другими персонажами и автором; 5) заключить характеристику собственной оценкой.
Cлайд 7
Алгоритм составления словесного описания Выделите (выпишите, подчеркните) ключевые слова, относящиеся к образу (событию, явлению, месту, пейзажу…). Задайте себе вопросы: какую картину я представляю, прочитав…? как я понимаю такую-то деталь (сравнение, олицетворение, эпитет…)? “Раскрасьте”, то есть добавьте из текста (или своего воображения) поясняющие слова (определения, глаголы); с чем можно сравнить то, что я себе представляю? какие ассоциации у меня вызывает то, что я себе представляю? Подберите слова, выражающие ваше отношение к изображаемому, используя: введение эпитетов (например: кровать у меня старая, зато весело скрипит); введение в канву описания самого себя, создание “я”- образа (например: я присела под ёлкой, и она мохнатой лапой закрыла меня от дождя). Создайте единый образ, то есть составьте текст (устный или письменный) на основе собранного материала.
Cлайд 8
Алгоритм сравнения 1. Определите объекты для сравнения. 2. Подумайте, какова цель сравнения: • лучше представить себе описания, образы…; • открыть новое, необычное, странное, интересное…; • помочь себе оценить сравниваемое; • понять авторскую позицию. 3. Выберите из текста примеры для цитирования согласно цели. 4. Выберите то, что вы будете сравнивать: внешние признаки, качественные характеристики. 5. Выполните сравнение объектов, отметив сходства и/или различия между ними. 6. Сделайте вывод(ы) о том, что удалось узнать в результате сравнения (помните о цели — п. 2).
Cлайд 9
Niti-методика Это методики использования новых информационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов. (Аббревиатура НИТИ означает «новые информационные технологии и Интернет.) НИТИ-методики – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему. Сеть творческих учителей (http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=239).
Cлайд 10
Комплексный анализ текста Речеведческий анализ (определение темы, главной мысли, микротем, особенностей композиции текста); Стилистический (выделение характерных для данного стиля языковых средств и стилистических приемов); Лингвистический анализ (изучение языковых аспектов художественного произведения, т.е. понимание того, как текст создан и какую функцию выполняет каждая его «деталь».
Cлайд 11
Тексты на уроке русского языка Ф.Кривин «Сказки с моралью» Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» О.М.Безымянная Сказки-притчи Т.Абрамцева Сказки
Cлайд 12
Ф.Кривин «Разговор об искусстве» Какая из пословиц не соответствует содержанию текста? Какая из пословиц наиболее точно передаёт идею текста? Идея взята из материала словарной статьи Гращенковой А.М. «Аллегория» Сообщество «Наш орфографический словарь» (Сеть творческих учителей)
Cлайд 13
Лист мудрости Созерцая малое, можно увидеть вечное. Л е о н а р д о д а В и н ч и. Тема _____________________________________________________________________ Афоризм __________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Мое толкование ____________________________________________________________ __________________________________________________________________________ «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой Созерцать _______________________________________________________________ __________________________________________________________________________ «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля Созерцать _______________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Синонимы Малый ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Вечное ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Антонимы Вечный ___________________________________________________________________ Бессмертный ____________________________________________________________ Притча – это _______________________________________________________________ Мое философское открытие на основе «Притчи о ___________________» ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Cлайд 14
Диагностика
Cлайд 15
Сторожева Т.Ю. (уроки по Обломову) - http://www.openclass.ru/lessons/96990, Перова И.Н. («Преступление и наказание», «Война и мир» - peressa2009.narod2.ru.didaktika . Кленицкая И.Я. «Они не хотят читать классику» (http://lit.1september.ru/article.php?)
Cлайд 16
Сравнение Базарова и П.П.Кирсанова 1. Сравните портреты героев (называем главы) и отметьте те детали, которые указывают на особые их внутренние качества. Найдите в тексте примеры того, как эти качества героев проявились. 2. Сравните в Х главе взгляды героев на аристократию, народ, природу и искусство. Найдите в других главах примеры, дополняющие сведения о мировоззрении героев. 3. Сравните поведение героев в эпизодах «Павел Петрович и княгиня Р.» и «Базаров в сцене объяснения с Одинцовой». Подумайте, почему оба героя, по замыслу автора, должны пройти испытание через отношения с Фенечкой? Смотри Алгоритм сравнения
Cлайд 17
Литература Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. М., 1991. Ванюшева Н.Р. Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы. Газета «Литература» №17-24 2009 г. Воловичева Н.Б, Зайцева М.К., Захарова Т.А.и др. «Информационная обработка текста и анализ средств выразительности» NITI-методики по русскому языку. (http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=239 Не бойся книги, школьник. Уроки петербургских словесников / Сост. и общая ред. Н.М. Свириной. СПб.: САГА, Азбука-классика, 2004. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. СПб.: Тускарора, 1997.
Cлайд 18
Автор презентации: Горох Надежда Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ села Ключи Лысогорского района Саратовской области