Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции
Cлайд 2
Цели и задачи 1.Обобщение и систематизация изученного материала 2.Формирование умения различать вводные слова, предложения, вставные конструкции.; вводные слова и члены предложения; правильно оформлять на письме эти синтаксические конструкции. 3.Развитие познавательного интереса и способностей учащихся, интереса к предмету.
Cлайд 3
Цели изучения 1.Выяснить, какие слова и предложения называются вводными. Определить их роль в речи человека. 2.Выяснить, какие конструкции называются вставными. 3.Научиться различать вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции. 4.Выяснить, как они выделяются на письме и в устной речи.
Cлайд 4
Найти лишнее, объяснить свой выбор 1.соб..ратель, заж..гать,выч..тать, заст..лить. 2.совреме..ик, связа..ы, естестве..о, пусты..ый; 3.(по)французски, (по)зимнему, (по)моему, (по)этому; 4.окруж..нный, холщ..вый, плеч..м, горяч..
Cлайд 5
Cлайд 6
Вводные слова – это специальные слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова имеют различные значения: Уверенность:кончно,разумеется,бесспор- но,несомненно; Неуверенность:кажется,вероятно,очевид-но,возможно; Различные чувства:к счастью,к несчастью Источник сообщения:по сообщению(кого-либо),по мнению; Оформление мыслей:во-первых,наконец; Обращение к собеседнику:позвольте,извините, будьте добры.
Cлайд 7
Найдите вводные слова, определите их значение. 1.Книги,как известно, издавна почитались на Руси. 2.По словам летописцев, Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. 3.К сожалению, сейчас её следы потеряны. 4.Может быть, когда – нибудь она будет найдена.
Cлайд 8
Вводные слова могут быть словами – сорняками. 1.Мне , конечно, 13 лет. 2.Ему , конечно, не меньше 13 лет. 3.Я, значит, живу у самой реки. 4.Он слышал гудок теплохода. Значит, недалеко река.
Cлайд 9
Вводные предложения- это предложения, выполняющие те же функции и имеющие те же значения, что и вводные слова. Вводные предложения по своей структуре бывают двусоставные(Я знаю, вы помните, как сообщают газеты),односоставные неопределенно-личные(говорили о нем, как мне казалось),безличные(можно полагать, как мне казалось). Вводные предложения , как и вводные слова, на письме выделяются запятыми. А в устной речи выделяются паузами, произносятся более низким тоном и более быстрым темпом, чем основное предложение.
Cлайд 10
Перестройте примеры, заменяя вводные слова вводными предложениями. 1.Пожар в лесу, по словам очевидцев, был быстро ликвидирован. 2.Метель, кажется, нескоро утихнет.
Cлайд 11
Никогда не являются вводными и не выделяются запятыми Будто, как будто, ведь, вряд ли, даже, как бы, как раз, просто, только, якобы, поэтому, обычно, обязательно, причем, словно и другие Не являются вводными сочетания: По совету…, по указанию, по постановлению… и др.(По совету врача курс лечения был продолжен).
Cлайд 12
Вставные конструкции – слова, словосочетания и предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, пояснения. Вставные конструкции на письме выделяются тире или скобками, а в устной речи – выделяются особой интонацией, произносятся в ускоренном темпе, с понижением тона, обычно без логического ударения.
Cлайд 13
Расставить знаки препинания, указать вставные конструкции 1.Фельдшер Михаил Захарович это был он тихо кашлянул и несмело вошел в кабинет. 2.Фельдшер нехотя тронулся с места ему как будто хотелось ещё что-то сказать пошел в переднюю и остановился там в раздумье.
Cлайд 14
1.Фельдшер Михаил Захарович (это был он) тихо кашлянул и несмело вошел в кабинет. 2.Фельдшер нехотя тронулся с места (ему как будто хотелось ещё что-то сказать) пошёл в переднюю и остановился там в раздумье.
Cлайд 15
Распространить предложения 1.Горный воздух(…)действует благотворно на здоровье человека. 2.(…)у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр. 3.Полевая клубника (…)уже поспела. 4.Орловская деревня(…)обыкновенно расположена среди распаханных полей. Справка: я уверен; мы говорим о восточной части орловской губернии; без всякого сомнения; одним словом
Cлайд 16
Мы выяснили , что -Кроме главных и второстепенных членов в предложении могут быть слова, не являющиеся членами предложения. Это вводные слова, предложения и вставные конструкции. -Они могут употребляться как в устной, так и в письменной речи. -С их помощью мы можем выразить свое отношение к тому, о чем говорим.
Cлайд 17
Задание на дом Составить по 2 предложения с вводным словом, вводным предложением, вставной конструкцией.