Вводные слова Вводными называются слова, грамматически не связанные с членами предложения (т.е. не связан-ные с ними по способу согласования, управления или примыкания), не являющиеся членами предло-жения и выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли, характеризующие способ ее оформления и т.п. Вводным словам присуща интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по срав-нению с остальной частью предложения и в своеобразной безударности.
Cлайд 4
Вводные слова могут относиться или ко всему предло-жению в целом, или к отдельным его членам. СРАВНИМ К счастью, никто меня не заметил - ...Наше ветхое судно наклони-лось, зачерпнулось и торжествен-но пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно относится. !
Cлайд 5
Отношение говорящего к содержанию высказывания, его оценку, добавочные эмоциональные и экспрессивные оттенки значения выражают не только отдельные слова, но и словосочетания вводного характера Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение; В самом деле, ничего съестного в деревне мой кучер не нашел. ПРИМЕР
Cлайд 6
По выражаемому ими значению вводные слова и сочетания подразделяются на несколько разрядов. Большую группу составляют вводные слова и словосочетания с модальным значением, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.) Например: На другой день к обеду, действительно, все сборы были кончены; Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. Конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действи-тельно и др.
Cлайд 7
Оценку сообщаемых фактов с точки зрения их обычности выражают вводные слова бы-вает как всегда по обычаю случается как водится Например: По окончании игры спорили, как водится, довольно громко; Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей.
Cлайд 8
Эмоциональную оценку сообщаемого дают вводные слова и словосочетания, выражающие чувства говоря-щего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, него-дование и т.п.) Например: Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор; Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло . К счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др.
Cлайд 9
На связь мыслей, последовательность изложения указывают вводные слова и словосочетания Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троеку-рову; Вся жизнь Никиты не была постоянным праздни-ком, а, напротив, была неперестающей службой. Например: во-первых и т.д. с одной стороны наобо-рот однако кстати значит
Cлайд 10
Многие вводные слова и словосочетания указывают на приемы и способы оформления мыслей, на экспрессивный характер высказывания: Например: Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно Словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами, лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др.
Cлайд 11
Ряд вводных слов и словосочетаний указывает на источник сообщаемого по мнению, по слухам по словам, по сообщению дескать, мол, по моим расчетам по сведениям, по-моему Например: По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути
Cлайд 12
Особая группа вводных слова и словосочетаний составляет: Например: Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти; Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие. обращенные к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внима-ние к сообщаемому, внушить определен-ное отношение к излагаемым фактам Сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста.
Cлайд 13
Вводные слова могут указывать оценку меры того, о чем сообщается (самое большее, самое меньшее, по крайней мере и т.п.), а также иметь другие значения, выражающие отношение говорящего к высказываемой им мысли. В качестве вводных слов употребляются или специально предназначенные для этой цели слова (впрочем, дескать, пожалуйста, итак, следовательно и др.), или слова различных частей речи в случаях выражения ими указанных выше значений (подавляющее количество вводных слов). Ср.: К удивлению мальчиков примешивался испуг (не вводное слово, член предложения). - К удивлению Пети, в участке не было ни воров, ни пьяниц, ни босяков (Кат.) (вводное слово, выражающее эмоциональную оценку сообщения).
Cлайд 14
Вводные слова именного типа выражаются Именами существи-тельными (без пред-лога или с предло-гом) Например: правда, словом, без сомне-ния, к счастью, на беду, по преданию Именами прилага-тельными (субстан-тивированными) Например: в общем, между прочим, самое главное Местоимениями (в сочетании с предлогом) Например: кроме то-го, напротив того. А Б В
Cлайд 15
Вводные слова наречного типа соотносительны с наречиями, например: вероятно, видимо, несомненно, вернее, короче, кстати, наконец Вводные слова глаголь-ного типа выражаются: личными формами глагола инфинитивными сочетаниями деепричастиями
Cлайд 16
Вставные конструкции Вставными называются слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д. Подобно вводным конструкциям, вставные конструкции обычно синтаксически не связаны с основным предложением, внутри которого они еще более интонационно изолированы значительными паузами, характерными для так называемой интонации включения.
Cлайд 17
Не выражают отношения говорящего к высказываемой мысли Не содержат оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями и т.д. В отличие же от вводных слов, вставные конструкции
Cлайд 18
Если вводные конструкции могут занимать место в начале, в середине и в конце основного предложения, то вставные конструкции могут находиться только в середине и, реже, в конце основного предложения, но не в его начале. Кроме того
Cлайд 19
Например: Отец лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкно-енно немая) изливалась в горьких жало-бах Например: В тот же день я был уже на квартире Никитина. Имеют форму членов предложения Не имеют форму членов предложения
Cлайд 20
Вставные конструкции, с одной стороны, распространены в устной речи, а с другой - широко используются в языке художественной литературы.