Урок – практикум по теме: «Cлитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – О и –Е» 7 класс Электронный ресурс подготовлен учителем русского языка и литературы Черновой Л.Н. МОУ СОШ №5 г.Светлого Калининградской обл.
Cлайд 2
Ход урока I. Лингвистическая разминка Задания: записать предложения под диктовку, определить слова в сравнительной степени как части речи, указав их начальную форму, и как члены предложения. 1) Олимпийский девиз гласит: «Быстрее, выше, сильнее!» 2) Всё слабее запах очага и дыма, молока и хлеба… (Б.Окуджава.) 3) Будь проще, и к тебе потянутся люди. 4) Давайте чаще встречаться.
Cлайд 3
II.Проверка домашнего задания 1. Расскажите о правописании НЕ с наречиями на – О и – Е. 2.Упр. 221 (+ фонетический разбор слова ЛЕГКО и морфологический разбор слова ЧТО).
Cлайд 4
Внимание!!! Чтобы доказать принадлежность слова к определённой части речи, надо определить, от какого слова оно зависит, на какой вопрос отвечает: Как? (как делают олимпийцы?) – быстро, высоко, сильно; быстрее, выше, сильнее – НАРЕЧИЯ. Запах каков? Слабый, слабее – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Ты будь каков? Будь простым, будь проще – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Надо встречаться как? Часто, чаще - НАРЕЧИЕ
Cлайд 5
III. Практическая работа 1. Графический диктант. Неясно мыслит; немало испытал; не дружелюбно, а враждебно; неряшливо одет; неплохо выглядит; вовсе не глупо; несвязно излагает; отнюдь не талантливо; расположиться невдалеке; небрежно сделано; сработано не мастерски; ущелье не широко, а узко; неискренне говорить; неласково смотреть; ничуть не глубоко; неуверенно отвечать; нисколько не громко; расположен не вблизи; поступать несправедливо; искать не здесь; сказать не сразу. Ключ: +, +, -, +,+, - , +, - , +,+, - , - , +, +, - , +, - , - , + , - , - .
2) Выполнение упражнений Упр. 224: чтение и обсуждение. Комментарий. Слова лепый, лепо, лепота существовали в русском языке и означали примерно следующее: красивый ( ладный, приятный), красиво, красота. В современном языке сохранились лишь слова с приставкой: нелепый, нелепость. Бывшая приставка сейчас рассматривается как часть корня. Вспомните, как царь, герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию», попав в новую Москву, восхищается видом столицы: «Лепота!»
Cлайд 8
IV. Индивидуальные задания ( с самоконтролем) 1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания; раскрыть скобки, сделать синтаксический разбор предложения. Ещё (не)веря (не) жда(н,нн)ой удач.. он в(з, с)карабкался по ступенькам автобуса. 2. Вставить пропущенные буквы; раскрыть скобки; выписать все словосочетания. (Не)знакомый парень (в)развалочку двинулся прямо на него.
Cлайд 9
Правильный вариант: 1) Ещё не веря нежданной удаче, он вскарабкался по ступенькам автобуса. 2) Незнакомый парень вразвалочку двинулся прямо на него. Незнакомый парень; вразвалочку двинулся; двинулся на него.
Cлайд 10
V. Тренировочные упражнения. 1 вариант Составьте предложения с парами слов. Не ярко – неярко; не долго – недолго; не хорошо – нехорошо; не разумно – неразумно. 2 вариант От данных слов образуйте слова с НЕ. Подберите синонимы. Решительно, торопливо, горячо, дорого, верно, достаточно, богато, жарко, ласково.
Cлайд 11
Домашнее задание: 1. Пар. 36. 2. Упр.226. 3. Слова в рамках на стр. 107.
Cлайд 12
Список использованной литературы: 1. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010. – 96с. 2.Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5 – 7 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 160с. 3.Никулина М.Ю. Тесты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений»: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 125с. Иллюстративный материал: 4. «Русский язык. Наречие». Альбом учебный из 6 листов. Издательство «Экзамен», 2005г.