Урок русского языка по теме «Вводные слова, вводные предложения, вводные конструкции»
Cлайд 2
Цели для учащихся: Уметь выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов; употреблять вводные предложения с целью внесения добавочных сведений ,пояснения тех или иных обстоятельств, расширяя описания; правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, предложениях и вводных конструкциях; различать вводные слова и члены предложения; соблюдать интонацию при чтении таких предложений.
Cлайд 3
Продолжи группы вводных слов, словосочетаний и предложений 5.Указывают на источник сообщения Говорят, по словам, по сообщению … 6.Привлекают внимание собеседника Видишь, понимаете ли, послушайте … 7.Выражают экспрессивность высказывания По совести, кроме шуток …
Cлайд 4
Не являются вводными и не обособляются следующие слова и словосочетания
Cлайд 5
J:\фото\nic050.jpg И.И Шишкин «Рожь»
Cлайд 6
Рожь, рожь, рожь… Далеко – далеко, до самого горизонта золотится на солнце густая рожь. Шумит она под ветром, переливаются, как волны в море, точные колосья. Они наполняют золотистыми отливами всю картину. Слышу сухой шелест колосьев, их литой тяжести. Исчезает во ржи вьющаяся тропинка. И вот уже далеко впереди мелькают платки идущих по ней крестьянок. Приветливо зовёт она за собой, а сама убегает в густую рожь . А прямо передо мной- незатейливые васильки. Милые, родные цветы. Как тепло и спокойно становится на сердце!
Cлайд 7
Оформить высказывание, употребив вводные слова, выражающие источник сообщения: по словам, по мнению Русский язык красив, певуч, выразителен (А.И.Куприн) Язык должен быть живым (А.Толстой)
Cлайд 8
Исследовательская работа по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» - Вот, Ермолай Алексеич, позвольте вам присовокупить, купил я себе третьего дня сапоги, а они, смею вас уверить, скрипят так, что нет никакой возможности. Чем бы смазать? - Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться? - Несомненно, может, вы и правы. Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа. - У меня несчастье каждый день, и я, позволю себе выразиться, только улыбаюсь, даже смеюсь. - С меня взыскивать, позвольте вам выразиться, вы не можете.
Cлайд 9
Роль вводных слов в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» Презентация учащихся 11 класса Шевченко Ксении , Шульги Светланы В стихах Лермонтова «виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы слова». В.Г.Белинский
Cлайд 10
Цели учебной темы: 1. Проанализировать поэму «Мцыри» 2.Определить частотность употребления вводных слов и их роль в тексте
Cлайд 11
Ход работы исследовательской группы: 1.Подбор эпизодов из поэмы «Мцыри» для ответа на вопросы. 2. Поиск цитат. 3. Выводы.
Cлайд 12
Какова роль вводных слов в тексте? Гипотеза: Если в стихотворном тексте автор использует вводные слова, то тогда мы можем определить внутреннее состояние героя, так как с помощью вводных слов говорящий выражает субъективное отношение к сообщению.
Cлайд 13
Рабочие материалы Проанализировав поэму «Мцыри», мы увидели, что автор использует в тексте вводные слова их частотность употребления невелика.
Cлайд 14
Примеры
Cлайд 15
Наши выводы: Вводные слова – это яркие синтаксические средства художественной выразительности, которые создают емкость стиха. Роль вводных слов в тексте заключается в том, что М.Ю. Лермонтов использует их для раскрытия внутреннего мира Мцыри, внутренних переживаний героя.