Система упражнений по обучению выпускников комментарию к основной проблеме текста и аргументации собственного мнения ЕГЭ-2012
Cлайд 2
Из «Аналитического отчёта ФИПИ» 2011 года Коммуни- кативная компе- тенция (речевые умения) Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (К2) 55% Аргументация собственного мнения (К4) 43%
Cлайд 3
Методы и приёмы обучения написания комментария к проблеме. Образцы текстов и фрагментов комментариев к проблемам, рассматриваемым в них. Методы и приёмы обучения аргументации. Анализ типичных ошибок по критериям 2 (комментарий к сформулированной проблеме) и 4 (аргументация собственного мнения). «Банк» аргументов по самым различным проблемам.
Cлайд 4
Прокомментировать проблему – значит показать степень понимания текста; умение видеть его важнейшие аспекты; понять замысел автора; ход авторской мысли.
Cлайд 5
Требования к комментарию Комментарий к проблеме может включать характеристику проблемы; анализ композиции текста, позволяющей понять авторский замысел, его позицию; анализ аспектов (микротем); синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли: Глаголы, передающие способы авторского подхода к раскрытию проблемы Авторрассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает и т.п. Глаголы, передающие мысли, особо важные автору Авторобращает внимание на…, заостряет, акцентирует внимание (на чём?)…, подчеркивает, выделяет, отмечает (что?), указывает (на что?) и т.п. Глаголы, фиксирующие формулировку авторской позиции Авторсчитает,утверждает,что…;убеждёнв том, что;делаетвывод, что…
Cлайд 6
Роль типов речи в комментарии Описание Заостряет вниманиечитателя нанаиболее важных, значимыхчастях предмета или явления,позволяет увидеть то, что важно автору. Повество-вание Читатель должен проанализировать последовательность событий,найти узловые места, чтобы понять авторскую позицию. Рассужде-ние Вхудожественных текстахрассуждение показывает предмет или явление, раскрывая их внутренние признаки; помогает автору объяснить психологию и поведение персонажей; передаёт морально-нравственную позицию автора, его оценку изображаемого; доказывает или опровергает ту или иную мысль, положение.
Cлайд 7
Варианты обучения написанию комментария Используем в работе задание А28 Говорим об актуальности проблемы Анализируем композиционные и художественные приёмы, типы речи Анализируем аспекты проблемы Учимся на готовых примерах
Cлайд 8
Работаем с текстом СЛЕЗЫ КРОКОДИЛА (1)Небо заволокло тучами. (2)Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. (3)В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна н смотрел на улицу Поликарп Семенович Иудин. (4)"Ну что такое наша жизнь? - рассуждал он в унисон с плачущим небом.(5) -Что она такое? (6) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (7)На что она нам дана? (8)Для чего? (9)Ведь не для печалей же бог создал мир! (10)А выходит наоборот. (11)Слез больше, чем смеха...» (12)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок. (13)"Н-да,- продолжал он задумчиво,- в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (14) Их создало само человечество. (15) Оно само породило этот бич. (16) А для чего, спрашивается, для чего?" (17)Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу. (18)"А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю... стоило бы только захотеть. (19)Вот, например, идет богатая похоронная процессия. (20)Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (21)Факельщики важно выступают с фонарями. (22)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (23)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (24)Пригрел ли бедняка? (25)Конечно, нет... (26)Мишура!.."
Cлайд 9
(27) - Что вам, Семен Иваныч? (28) - Да вот затрудняюсь оценить костюм. (29)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит - детишки больны, лечить надо. (30)- И шесть много. (31)Больше пяти не давайте. (32)Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен... (33)"Нда-с, так вот она - жизнь. (34)А за катафалком тянется сосновый гроб. (35)Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (36) Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание... (37) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? (38)Конечно, нет..." (39) - Что там еще? (40) - Шубку старуха принесла... (41) Сколько дать? (42) - Мех заячий... (43) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (44)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... (45) "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (46)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..." (47)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался… (Ал.П.Чехов)
Cлайд 10
Вариант 1. Обратимся к заданию А28. Какое высказывание противоречит содержанию текста? Поликарпу Семеновичу доставляет удовольствие мысленно сочувствовать обездоленным людям, чувствовать себя их моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни. Иудин искренне стремится помочь людям, попавшим в затруднительное положение. Философствуя на тему несправедливого устройства мира, Иудин осуждает богатых за равнодушие к людскому горю. Ростовщик беззастенчиво и безжалостно обирает бедняков. Безусловно, это вариант 2. Убираем его. Все остальные варианты – не что иное, как аспекты проблемы лицемерия, двуличия, которые и следует прокомментировать.
Cлайд 11
Рассматривая данную проблему на примере эпизода из жизни П.С.Иудина, писатель обращает внимание читателя на гуманность философских рассуждений этого героя, якобы страдающего от несправедливого устройства мира. Ал.П.Чехов так мастерски передает его мысли, что не возникает даже сомнений в том, что и в жизни ростовщик помогает бедным людям. Однако его диалог с помощником позволил увидеть, что на самом деле Иудин никогда не упустит личной выгоды, а поэтому безжалостно обирает людей, оказавшихся в затруднительном материальном положении.
Cлайд 12
Вариант 2. Анализируем композиционные и художественные приёмы З а г л а в и е рассказа (что означает фразеологизм крокодиловы слёзы? Случайно или намеренно Ал.П.Чехов видоизменил его на слёзы крокодила?) «Говорящая» фамилия героя. Резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа, его мыслей и действий. Авторская ирония.
Cлайд 13
Вариант 3. Говорим об актуальности проблемы Проблемадвуличия (лицемерия) Актуальная(почему?) потому что это один из самых распространённых и отвратительных человеческих пороков; помогает наглядно убедиться в том, что двуличие может перерасти в образ жизни; наглядно показывает несоответствие между внутренним и внешним образом человека. позволяет осознать, насколько гадок человек, который поступает прямо противоположно тому , что думает; позволяет понять, что единственный путь выявления лицемерия — это сопоставление мыслей и слов человека с его делами и т.д.
Cлайд 14
Образцы работы над комментарием Вариант 4: анализируем аспекты проблемы Аспекты проблемы Комментарий Жизнь, по мнению Иудина, устроена совершенно несправедливо. Авторэмоционально воздействуетна читателя, передавая мысли и чувстваП.С.Иудина,суть нравственной проблемы, волнующей его героя. Человечество, считает Иудин, само породило нищету, продажность и позор.
Cлайд 15
Герой осуждает богатых за их бездействие и нежелание помочь людскому горю. Ал.П.Чехов такжедаёт возможностьчитателю понять, что Поликарп Семёнович видит причину людских бедствий в бездействии богатых. Поступки Иудина прямо противоположны его «высоконравственным» мыслям. Однако,иронически рассказываяо поступках ростовщика, писательнедвусмысленно подчеркивает своё негативное отношениек нему, которое также передано в названии рассказа и «говорящей» фамилии героя.
Cлайд 16
Вариант 5: анализ типов речи (повествование) Рассказывая о событиях того дня, автор дает возможность увидеть узловые места текста, где затрагиваются особо важные для писателя нравственные вопросы. Экспозиция 2 предл. Завязка 4-6 предл. Развитие действия 13 – 15; 18 пр. 22-23,37-38пр. Кульминация 30-31, 43-44 пр. Развязка 45-46пр.
Cлайд 17
Тип речи – рассуждение. В художественных текстах рассуждение показывает предмет или явление, раскрывая их внутренние признаки; помогает автору объяснить психологию и поведение персонажей; передаёт морально-нравственную позицию автора, его оценку изображаемого; доказывает или опровергает ту или иную мысль, положение. В данном текстерассуждение как тип речипомогает автору объяснить психологию, пове-дение П.С.Иудина, а читателю – увидеть лицемериеэтого героя.
Cлайд 18
Учимся на готовых примерах Безусловно, это актуальная нравственная проблема, которую можно отнести к разряду «вечных». Пожалуй, нет ни одного человека, никогда не проявлявшего эту черту характера хотя бы в мелочах, примеряя на себя разные маски, личности, личины. Но к некоторым эти маски прирастают намертво, и с такими людьми нельзя духовно сближаться: кто знает, что скрывают они за притворной добродетелью? И разве мало мы знаем примеров, когда люди предпочитают «казаться», а не «быть»? Особенно отвратителен этот порок, когда человек много и правильно говорит, кажется почти что святым в глазах окружающих, а на деле совершает поступки, отвратительные по своей сути. (Проблема двуличия, лицемерия)
Cлайд 19
Размышляя о разговоре с подростками, автор заставляет читателя задуматься о том, почему современные школьники так мало знают о Великой Отечественной войне. Он с тревогой пишет о том, что это событие для некоторых учеников кажется таким же далёким, как Бородинское сражение. Публицист утверждает: многие ученики не могут даже назвать имён героев этой войны, хотя бы самых известных. Это, по мнению автора, происходит потому, что, чем дальше от нас Великая Отечественная, чем меньше в живых остается её свидетелей и участников, тем реже школьникам говорят о значении нашей великой победы. (Проблема исторической памяти)
Cлайд 20
Обратите внимание! Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.
Cлайд 21
Типичные ошибки в комментарии Замена комментария пересказом содержания исходного текста. «Автор пишет о том, как к нему пришел старый фронтовик и рассказал о бессовестных молодых людях, так и не уступивших ему место в метро. Публицисту пришла в голову идея, как можно бороться с ними» и т.п. 2. Замена комментария описанием собственных впечатлений от прочитанного или рассуждений по поводу прочитанного. «Мне текст понравился. Проблема невоспитанности – вечная проблема, которая волнует и автора текста. Я думаю, что он передает своё отрицательное отношение к подобным явлениям нашей жизни».
Cлайд 22
3. Замена комментария переписанным текстом рецензии задания В8. «В языке автора просторечные слова используются для выражения комического отношения к негативным явлениям нашей жизни, характерам и поступкам, а лексические повторы позволяют увидеть то, что вызывает отрицательную реакцию публициста». 4. Замена комментария рассказом о средствах выразительности. «Чтобы передать свои эмоции, автор использует вопросно-ответную форму изложения, риторические вопросы и восклицания».
Cлайд 23
5. Замена комментария выражением собственного отношения к проблеме. «По-моему, в наше время всем нам плохо от таких манер, о которых пишет автор». Замена комментария одной развернутой цитатой из текста. Автор утверждает, что «надо на всех дорогах устроить экологические засады и без всякой пощады отлавливать» нарушителей порядка, «которые слишком много себе позволяют». 5. Замена комментария выражением собственного отношения к проблеме. «По-моему, в наше время всем нам плохо от таких манер, о которых пишет автор». Замена комментария одной развернутой цитатой из текста. Автор утверждает, что «надо на всех дорогах устроить экологические засады и без всякой пощады отлавливать» нарушителей порядка, «которые слишком много себе позволяют».
Cлайд 24
Работа над аргументацией
Cлайд 25
Вариант «банка» аргументов Блоки проблем Проблемы Утвержда- ющие тезисы а) Аргументы из читательского опыта; б)аргументы из жизненного опыта Чело-век и общест-во Лицемерия, двуличия Двуличные люди безнрав-ственны. а) Иудушка Головлёв, герой романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы», постоянно говорил о любви к «милому другу маменьке», а впоследствии, завладев наследством, превратил ее в приживалку в своем доме. Он же, лицемерно изображая человека, истинно верующего в Бога, довел сына до самоубийства. б) Сейчас с экрана телевизора можно часто услышать негодующие речи о жестокости молодёжи. Но ведь то же самое телевидение практически на каждом канале демонстрирует фильмы, посмотрев которые, осознаешь, что человек человеку – враг…
Cлайд 26
Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент2 Что следует из вышесказанного? В ы в о д
Cлайд 27
Варианты заданий Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что. Лицемерная любовь хуже ненависти. а) Самое верное средство завоевать любовь других - подарить им свою любовь. б) Любить - это значит находить в счастье другого свое собственное счастье. в) Действия и поступки ненавидящего предсказуемы. Ответ – в)
Cлайд 28
Определите, какой из вариантов НЕ является аргументом к тезису. Лучше явный враг, нежели подлый лицемер. (Петр I) а) Ненавидящий человек не прикрывает своё открытое чувство вражды высокими словами. б) Явный враг не скрывает своих намерений в) Человек - самый страшный враг сам себе. Ответ - в)
Cлайд 29
Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно. Если притворяться перед другими, то под конец начинаешь притворяться перед собой. (Франсуа Ларошфуко) а) Если вы говорите у меня за спиной, значит, вы в числе тех, кого я оставил позади. б) Живи открыто, честно и гордись тем, что ты – личность. в) Думай и делай только то, что хотят от тебя окружающие. Ответ б)
Cлайд 30
Продолжите афоризм, добавив сначала слова потому что, а затем – поэтому. Объясните, чем варианты отличаются друг от друга. Лицемер - всегда раб. (Р. Роллан) а)(Потому что)… б)Поэтому… (Вариант ответа: вариант а) – аргумент; б) – вывод) а) (Потому что) свобода — это когда не нужно притворяться перед самим собой . (Потому что) желая быть кем-то иным, а не самим собой, он и превращается в ничто. б)Поэтому никакой другой порок не может быть столь разрушительным для человека, как лицемерие.
Cлайд 31
Ищем ошибки в аргументации (Вторая мысль НЕ является аргументом для выдвинутого тезиса) Тезис Лицемерие – неискоренимый порок. Аргумент 1 Людям с двойной моралью легче жить: они приспосабливаются к любым обстоятельствам. Аргумент 2 Не стоит дружить с лицемерами.
Cлайд 32
Ищем ошибки в аргументации (Аргумент и иллюстрация связаны с другой проблемой текста) Тезис Лицемерие – неискоренимый порок. Аргумент 1 Я думаю, что человек должен себя перебороть! Именно в борьбе и закаляется характер! Иллюстрация Например, я каждый день давала себе обещание, что займусь спортом, но откладывала это на потом. Однако я переборола себя, и если уж пообещала, то теперь выполняю обещанное.
Cлайд 33
Ищем ошибки в аргументации (Иллюстрация не соответствует аргументу) Тезис Лицемерие – неискоренимый порок. Аргумент 1 Во-первых, многие лицемерят ради карьеры, своих личных материальных выгод с единственной целью – получить как можно больше всяких земных благ. Иллюстра-ция Например, Чацкий, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», желая добиться расположения Софьи, сначала не спорит с Фамусовым, а соглашается с ним.
Тезис В жестоком мире людей человек с ограниченными физическими возможностями не может быть счастлив. Аргумент 1 учителя Я согласен с позицией автора.Нездоровое любопытство окружающих, их цинизм и бестактность всякий раз заставляют инвалида чувствовать себя ущербным. Мой аргумент 1 Иллюстрация 1 учителя Подобное отношение к себе пережил Квазимодо, герой романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери». Его внешность пробуждает в людях отвращение, враждебность, и они буквально ненавидят несчастного горбуна. Моя иллюстрация 1
Cлайд 37
Аргумент 2 учителя Кроме того, многие в обществе считают, что жизнь инвалидов просто бессмысленна. Мой аргумент 2 Иллюстрация 2 учителя Наверное, поэтому у нас переполнены детские дома для детей-инвалидов, которым, к тому же, оказывается ещё и слабая государственная поддержка. Моя иллюстрация 2 Вывод учителя Невозможно чувствовать себя полноценным, счастливым человеком, каждый день борясь за выживание. Мой вывод
Тезис В жестоком мире людей человек с ограниченными физическими возможностями не может быть счастлив. Аргумент 1 учителя С автором сложно согласиться. Во-первых, восприятие жизни зависит от мироощущения самого человека. Мой аргумент 1 Иллюстрация 1 учителя Так, главный герой автобиографической повести австралийского писателя Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» в результате болезни навсегда потерял способность передвигаться без костылей. Многое пришлось пережить этому мальчику, однако он сохранил в себе удивительную способность радоваться жизни, всем её проявлениям. Моя иллюстрация 1
Cлайд 40
Аргумент 2 учителя Во-вторых,возможность инвалида прожить счастливую жизнь, не ощущая собственной ущербности, зависит от того, насколько он сам будет стремиться наполнить её радостью, которую часто дает творчество. Мой аргумент 2 Иллюстрация 2 учителя Например, художник Григорий Журавлев появился на свет без рук и без ног. Он писал картины кистью, держа ее ртом. Окружающие завидовали ему, считая мастера по-настоящему счастливым! Моя иллюстрация 2 Вывод учителя Жизнь инвалидов всегда будет иметь только те цвета, которыми они сами её раскрасят. Мой вывод
Cлайд 41
Задания, позволяющие обнаружить степень адекватности восприятия текста выпускниками. Упражнения, позволяющие научить выпускников видеть аспекты проблемы, намеченные автором. Способы пояснения (истолкования) аспектов проблемы. Упражнения на отработку различных видов интерпретации проблемы. Упражнения и задания по аргументации собственного мнения. Иллюстративный материал для аргументации. Упражнения по предупреждению ошибок в критериях 2 и 4.