Особенности художественного стиля речи. Комплексный анализ текста
Cлайд 2
Цели урока: повторить ранее изученные стили речи; выявить особенности художественного стиля на примере рассказа И. Бунина «Роман горбуна» ; совершенствовать навыки анализа текста художественного стиля.
Cлайд 3
Cлайд 4
План характе-ристики стиля Разговор ный Научный Офиц.-деловой Публицис- тический Художественный Цель высказы-вания Сфера применения - в устной речи в письм. речи Средства языка, характер- ные для стиля Общение, обмен мыслями Беседа в неофициальной обстановке Дружеские письма, послания Разговорная лексика и фразеология, восклицательные предложения, эмоциональ-ность Сообщение, передача научной информации Уроки, лекции, доклады Учебники, словари, энциклопедии, научные и научно-популярные книги Термины, отсутствие образных средств языка, эмоциональности речи Сообщение, передача деловой информации Объявления (радио, телевидение) Законы, документы Сжатость, компактность изложения, употребление слов в прямом значении, точность сообщения Воздействие на слушателей или читателей Выступления на митингах, собраниях Статьи в газетах, журналах Экономия языковых средств, лаконичность изложения, использ. слов в прям. значении, наличие оборотов-клише
Cлайд 5
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю ваш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья. Беспощаден кто-то к человеку! 1930 Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбуну, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг . . .
Cлайд 6
Схема комплексного анализа текста. Основная тема текста. Главная идея текста. В каком предложении она заключена? Стиль, тип речи. Структура текста, композиционные части. Проанализировать художественные средства выразительности. Синтаксические фигуры текста. 7. Орфографическая и пунктуационная работа.
Cлайд 7
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю наш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбуну, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья. Беспощаден кто-то к человеку! 1930
Cлайд 8
1 2 4 3 1). Г...рбун получил …нонимное любовное письмо, приглашение на свидание. 2).«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. 3). Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю ваш гордый и печальный взор, ваш благ…родный, умный лоб, ваше одиночество... 4). Я хочу надеяться, что и Вы найдете быть может во мне душу, родную Вам... 5). Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке ш…лковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» 6). Как он был потр…сен, как ждал суб…оты: первое любовное письмо за всю жизнь! 7). В суб…оту он сходил к пари…ахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, нар…жаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими дли….ыми, тонкими пальцами, холодными и др…жащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... 8). Потом, наряже…ый, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. 9). Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. 10). Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. 11). Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбуну, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. 12). Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья. 13). Беспощаден кто-то к человеку! 1930
Cлайд 9
2 1 3 1. Разбор слова по составу Дрожащими 2. Фонетический разбор месте, м е с т е, 3. Морфологический разбор В сквер – I. существительное, (что?) II. Морфологические признаки 1. Н. ф.- 2. Постоянные признаки: собств. или нар., одуш. или неодуш., род , склонение. 3. Непостоянные признаки: падеж , число . III. Вошёл (куда?) в сквер.
Cлайд 10
4 4. Синтаксический разбор Беспощаден кто-то к человеку! План характеристики предложения 1. По цели высказывания данное предложение: а) повествовательное б) побудительное в) вопросительное 2. По эмоциональной окраске: а) восклицательное б) невосклицательное 3. По наличию грамматических основ: а) простое б) сложное 4. По наличию главных членов: а) односоставное б) двусоставное 5. По наличию второстепенных членов предложения: а) распространённое б) нераспространённое 6. Чем осложнено? 7. Начертить схему, если предложение осложнено.
Cлайд 11
План характе-ристики стиля Разговор ный Научный Офиц.-деловой Публицис тический Художественный Цель высказы-вания Сфера применения - в устной речи в письм. речи Средства языка, характер- ные для стиля Общение, обмен мыслями Сообщение, передача научной информации Сообщение, передача деловой информации Воздействие на слушателей или читателей Беседа в неофициальной обстановке Дружеские письма, послания Уроки, лекции, доклады Учебники, словари, энциклопедии, научные и научно-популярные книги Объявления (радио, телевидение) Законы, документы, объявления Выступления на митингах, собраниях Статьи в газетах, журналах Разговорная лексика и фразеология, восклицательные предложения, эмоциональность Термины, отсутствие образных средств языка, эмоциональности речи Сжатость, компактность изложения, употребление слов в прямом значении, точность сообщения Экономия языковых средств, лаконичность изложения, использование слов в прямом значении, наличие оборотов-клише Воздействие на слушателей или читателей произведения Произведения устного народного творчества Произведения художественной литературы Изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения, восклицания, индивидуально-авторский стиль
Cлайд 12
Используя схему комплексного анализа текста, сделать анализ любимого стихотворения. Домашнее задание