Секреты художественного слова урок литературы, 5 класс МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа» МО «Выборгский район» Ленинградской области Авторы: Ртищева В.Г., учитель русского языка и литературы Голубева Н.Л., учитель русского языка и литературы
Cлайд 2
В чем источник художественной выразительности тропов? В уподоблении предметов и явлений по сходству
Cлайд 3
Тропы: Какие тропы вы знаете?
Cлайд 4
Поймай мяч и назови значение тропа
Cлайд 5
Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление неживого живому Отличительные признаки: Сравнение двучленно, оно имеет опознавательный сигнал (как, как будто, словно, точно, что) Метафора отличается разнообразием уподоблений Символ – (знак, примета) имеет множественность смыслов, это знак многовековых культур
Cлайд 6
Найдите средства изобразительно-художественной выразительности Яблоко. Светится яблоко передо мной, Будто не яблоко – шар земной. Круглое. Выпуклое. Крутое. Солнцем до самых краев налитое. Яблоко – чудо всем чудесам, - Чуточку сплюснутое к полюсам . Алые полосы – меридианы Пересекают моря и страны. Светится яблоко – шар земной Солнечной красной своей стороной! М.Лисянский.
Cлайд 7
Определите тип тропов Прокомментируйте их роль в тексте А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. А.С.Пушкин
Cлайд 8
Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная. К. Бальмонт В саду горит костер рябины красной , Но никого не может он согреть. С.Есенин
Cлайд 9
В багрец и золото одетые леса. А.С.Пушкин. Красною кистью рябина зажглась... М.Цветаева
Cлайд 10
Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Ф.Тютчев За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает… А.С.Пушкин.
Cлайд 11
Воротися, поклонися рыбке, Не хочу быть вольной царицей Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая И была б у меня на посылках. А.С.Пушкин. Какое преувеличенное качество героя или свойство предмета зашифровано в каждом отрывке? Отгадав его, вы составите название тропа.
Cлайд 12
2.Утром царевну спросили, как она почивала. -Ах, очень дурно, глаз не сомкнула! Я лежала на чем-то таком твердом, что у меня все тело в синяках. Тут все поняли, что она была настоящей принцессой. Она почувствовала горошину через 40 тюфяков. Г.Андерсен «Принцесса на горошине»
Cлайд 13
3.-Ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка тебе сама на хвост нацепится. Да сиди подольше, а то не наловишь. Волк и поверил лисе. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Cлайд 14
4. Щука взмолилась: «Отпусти меня, Емеля, а я сделаю все, что пожелаешь». -Покажи сначала, что не обманешь. Хочу, чтобы ведра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась». Русская народная сказка «По щучьему велению».
Cлайд 15
5. Войди в первую комнату и увидишь большой сундук, а на нем собаку: глаза у нее, словно чайные чашки. В другой комнате сидит собака с глазами, как мельничные колеса. А захочешь золота, пойди в третью комнату. Но у той собаки глаза – каждый с круглую башню. Г.Андерсен «Огниво».
Cлайд 16
6. Сват приехал, царь дал слово А приданое готово: Семь торговых городов, Да сто сорок теремов. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне».
Cлайд 17
7. Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дроворубов с топорами, мужиков с косами, баб с граблями» Русская народная сказка «Глиняный парень»
Cлайд 18
8. Сделал Никита соху с триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать глубиной в две сажени с четвертью. Русская народная сказка «Никита Кожемяка»
Cлайд 19
9. Посади розы, чтобы к утру расцвели, отбери горох от чечевицы и намели кофе на три года, а потом можешь и на бал приезжать. Ш.Перро «Золушка»
ВВЕДИТЕ В ТЕКСТ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТАК, ЧТОБЫ КАРТИНА СТАЛА ЗРИМОЙ, КОНКРЕТНОЙ (ВРЕМЯ ГОДА), ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ Задание
Cлайд 23
Поработайте с черновиком-помощником
Cлайд 24
У вас может получиться такой текст
Cлайд 25
Исправь ошибки:
Cлайд 26
ПОДБЕРИТЕ СВОИ ПОЭТИЧЕСКИЕ ИЛИ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ, В КОТОРЫХ ВСТРЕЧАЮТСЯ ТРОПЫ Домашнее задание
Cлайд 27
Список использованной литературы Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002 Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984 Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981
Cлайд 28
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008 Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008 Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005. Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974
Cлайд 29
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов www. Ru.wikipedia.org http:// russlovesnost. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm http://www.ug.ru/ -«Учительская газета» http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет» Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm http://effor.ru www. Ru.wikipedia.org