X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Анализ художественного текста

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Анализ художественного текста

Скачать эту презентацию

Cлайд 1
Анализ художественного текста Формирование коммуникативной компетенции и разв... Анализ художественного текста Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников
Cлайд 2
ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТ с.л.Каганович «Обучение анализу поэтического текста», С.В... ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТ с.л.Каганович «Обучение анализу поэтического текста», С.В.Бобровой «Учимся понимать художественный текст»
Cлайд 3
Новые государственные образовательные стандарты основного общего и полного ср... Новые государственные образовательные стандарты основного общего и полного среднего образования предполагают формирование и развитие у школьников коммуникативной компетенции. Это значит, что к концу обучения старшеклассники должны овладеть всеми видами речевой деятельности, в том числе и способностью к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Cлайд 4
Федеральный компонент государственного стандарта одной из целей изучения лите... Федеральный компонент государственного стандарта одной из целей изучения литературы ставит: - «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы»(основная школа), - «Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко - литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний»(старшая школа, базовый уровень).
Cлайд 5
Чтобы сформировать у учеников коммуникативные компетенции, необходимо развива... Чтобы сформировать у учеников коммуникативные компетенции, необходимо развивать речевое мышление школьников, а также способности понимать чужую речь и создавать собственное высказывание. Безусловно, чтение – это один из способов общения людей между собой, т.к. в процессе чтения читатель вступает в диалог с писателем. Но здесь мы сталкиваемся с другой проблемой современного литературного образования – ДЕТИ НЕ ХОТЯТ ЧИТАТЬ.
Cлайд 6
Почему же на уроках литературы чтение из удовольствия превращается в трудовую... Почему же на уроках литературы чтение из удовольствия превращается в трудовую повинность?
Cлайд 7
На этот вопрос развернуто отвечает в своей книге «Обучение анализу поэтическо... На этот вопрос развернуто отвечает в своей книге «Обучение анализу поэтического текста» Софья Львовна Каганович.
Cлайд 8
С.л.кАГАНОВИЧ Текст – это уникальная языковая и речевая единица, в которой во... С.л.кАГАНОВИЧ Текст – это уникальная языковая и речевая единица, в которой воплощается и индивидуально-авторское видение мира, и опыт, накопленный человечеством. Текст мы рассматриваем как основную единицу речевого общения, имеющую внешнюю и внутреннюю, содержательную стороны. К внешнему оформлению текста относится и выбор автором типа и стиля речи, и композиционное оформление высказывания – соответствующая замыслу последовательность расположения частей текста, и подбор необходимых языковых средств, как для связи предложений, так и для выражения общей идеи произведения.
Cлайд 9
С.л.кАГАНОВИЧ В школе мы начинаем литературу не читать, а именно изучать, пре... С.л.кАГАНОВИЧ В школе мы начинаем литературу не читать, а именно изучать, препарировать, объяснять. Безусловно, без анализа художественного текста не обойтись. Но искусство анализа – не самоцель, а средство развития эстетического, интеллектуального, творческого потенциала человека. Как разрешить это противоречие?
Cлайд 10
С.л.кАГАНОВИЧ К сожалению, на уроках литературы чаще всего ставка делается на... С.л.кАГАНОВИЧ К сожалению, на уроках литературы чаще всего ставка делается на интеллект, на стремление вычленить тему, идею, художественные средства. Такие понятия, как движение художественной мысли, структура образной системы, художественный мир автора, ассоциативные образные ряды и т.п., остаются за пределами внимания ученика. При таком подходе улавливается лишь то, что лежит на поверхности, за пределами анализа чаще всего остаются глубинные слои смысла.
Cлайд 11
С.л.кАГАНОВИЧ Альтернативой такому анализу может стать обращение к эмоциональ... С.л.кАГАНОВИЧ Альтернативой такому анализу может стать обращение к эмоциональной сфере личности, подключение к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления. Еще Л.Выготский доказал, что эффект эстетической реакции заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии и переживании произведения искусства.
Cлайд 12
вариант алгоритма анализа поэтического текста, соотнесенный с психологией его... вариант алгоритма анализа поэтического текста, соотнесенный с психологией его восприятия, требующий преимущественного внимания к художественной форме: - структура образной системы; - полисемантизм ключевых слов текста; - ассоциации; - ритмическая и звуковая организация стиха.
Cлайд 13
Упрощенный вариант такого анализа поэтического текста можно представить следу... Упрощенный вариант такого анализа поэтического текста можно представить следующим образом: Первичное чтение, знакомство; «О чем текст?» Второе чтение, интерпретация текста; Выстраивание ассоциативных образных цепочек; Выявление авторской позиции; Обращение к художественным деталям, внимание к каким-то второстепенным элементам текста - вплоть до его синтаксических особенностей, звуковой организации и т.п.; Выявление главной мысли произведения; Сопоставление анализируемого произведения с другими, аналогичными по тематике произведениями того же автора; Рассмотрение данного произведения в контексте мировой литературы.
Cлайд 14
Главный принцип такого анализа: от слова – к образу, от прямого значения слов... Главный принцип такого анализа: от слова – к образу, от прямого значения слова – к его многозначности, от формы – к содержанию. Плюсы предлагаемой технологии: - Универсальность; - Положительная мотивация к чтению; - Рассмотрение формы и содержания в единстве; - Соотнесенность с требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы и с требованиями Единого государственного экзамена по литературе; - Развитие воображения и ассоциативного мышления.
Cлайд 15
Не менее интересным является подход к анализу художественного текста, предлож... Не менее интересным является подход к анализу художественного текста, предложенный кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры методики преподавания русского языка и литературы МГОУ Бобровой Светланой Владимировной – «Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников на уроках русского языка».
Cлайд 16
Второй вариант анализа текста схож с первым, но его отличительная черта – это... Второй вариант анализа текста схож с первым, но его отличительная черта – это универсальность алгоритма как для поэтического, так и для прозаического текста.
Cлайд 17
В своей работе Боброва С.В. говорит о трех уровнях текста: Семантизирующий (ч... В своей работе Боброва С.В. говорит о трех уровнях текста: Семантизирующий (человек воспринимает текст, осознает только значения лингвистических единиц, не понимая текста в целом). Когнитивный (человек осознает смысл текста, соотнося его с какой-либо ситуацией действительности). Распредмечивающий (человек пытается понять текст автора адекватно его замыслу и, быть может, значительно шире).
Cлайд 18
Как работать с текстом Нам известно, что любой текст представляет в своих син... Как работать с текстом Нам известно, что любой текст представляет в своих синтаксических конструкциях общую модель языкового видения человеком мира. Начиная диалог с автором, мы должны понять, какова тема его высказывания. Вспомните, что тему речи мы можем определить по названию текста или первым строчкам, первому предложению. Далее мы стараемся выделить подтемы текста и для легкости ориентации в произведении нам помогают абзацы. Читаем текст по предложениям или абзацам (в стихотворении – по четверостишиям) и пытаемся понять, о чем говорит автор: пересказываем для себя своими словами текст автора. Одновременно выделяем грамматические основы предложений текста – строим ту ситуацию действительности, которую описывает автор произведения. Находим те слова и выражения, которые на наш взгляд являются ключевыми, основными для понимания мысли автора, определяем их значение. Обращаем внимание на те образные средства, которые использовал автор для построения своего текста, и выясняем их роль.
Cлайд 19
КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ Строим художественную картину, описываемую автором. Со... КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ Строим художественную картину, описываемую автором. Соотносим художественную действительность со своим опытом переживания подобных ситуаций или опытом, полученным в результате чтения других произведений. Делаем вывод, о чем, на наш взгляд, говорит автор данного произведения. Формулируем смысл текста, проговариваем его. Обсуждаем свое впечатление с теми, кто также читал это произведение, и стараемся доказать правильность сделанных выводов.  
Cлайд 20
ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
Cлайд 21
Алгоритмы анализа поэтического текста   Лексико – семантический анализ Выявит... Алгоритмы анализа поэтического текста   Лексико – семантический анализ Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа .
Cлайд 22
Лингво – стилистический анализ - Выявить, какие изобразительные средства спос... Лингво – стилистический анализ - Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию ключевых образов и расширению их значения. - Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, ритмика, особенности ритма и интонации (в свою очередь, зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмы – мужской и женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). - Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа. - Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и свое к ней отношение .
Cлайд 23
Анализ стихотворения в контексте В контексте творчества самого автора: найти ... Анализ стихотворения в контексте В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения. В контексте национального литературного процесса: найти у русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени. В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это дает возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы в диалоге культур мира.
Cлайд 24
АЛГОРИТМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА Найти черты сходства двух текстов на уровн... АЛГОРИТМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА Найти черты сходства двух текстов на уровне: Сюжета или мотива; Образной системы; Лексики; Изобразительных средств; Синтаксических конструкций; Других параметров, подсказанных самими текстами. Найти различия на тех же уровнях. Объяснить выявленные различия В произведениях одного и того же автора: Разницей времени написания, определившей изменение взглядов; Различием художественных задач; Противоречиями мировоззрения и мироощущения; Другими причинами; В произведениях разных авторов: Различием художественных миров; Если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного развития; Если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров. 4.Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с приведенным сопоставительным анализом.
Cлайд 25
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1.Общая характеристика произ... АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1.Общая характеристика произведения, его общий смысл. 2.Общие принципы построения художественной системы произведения: Роман идей (Достоевский); Роман поисков героев (Тургенев, Гончаров и др.); Роман философских поисков смысла жизни (Л.Толстой). 3.Место эпизода в композиции произведения (экспозиция, завязка, кульминация (ключевой эпизод), развязка и т.п.), в развитии его сюжета. 4.Функция эпизода в художественной системе произведения: Проясняет ту или иную мысль автора (Какую? Насколько важную?); Раскрывает характер действующих лиц (Каких? Как именно?); Создает определенное настроение у читателя (Какое?). 5.Структура самого эпизода: Место действия (может быть, на фоне природы – тогда роль пейзажа); Время действия (может быть, «стык» времен, рассказ в рассказе и т.п.); Способ организации текста (от автора, о «Я» героя, диалог, монолог, их функция); Действующие лица, как они раскрываются в эпизоде. 6.Выводы.
Скачать эту презентацию
Наверх