Цели урока: повторить виды односоставных предложений, систематизировать знания о БСП; уметь устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного предложения, уметь правильно выбирать знаки препинания, определяя интонационные особенности этих предложений и учитывая смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.
«Третий лишний». Прочитайте предложения. Составьте из них группы по принципу «Третий лишний» так, чтобы в каждой из них были предложения одного вида. 1.Чего не сделаешь утром, вечером не догонишь. 2.Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. 3.Что написано пером, того не вырубишь топором. 1.Славная осень. 2.Люблю тебя, булатный мой кинжал. 3.Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья. 1.Уже светает. 2. Возможное делает каждый, невозможное - только отважный. 3.Я жадно смотрел по сторонам: меня занимали люди и дома.
Cлайд 8
«Цифровой диктант» ❶Делаю добро - чувствую себя хорошо. ❷Хочешь добиться уважения - начинай с себя. ❸Сыр выпал - с ним была плутовка такова. ❹Идёт - лебёдушка плывёт. ❺Проснулся – пять станций убежало назад. ❻Лето припасает - зима поедает. ❼Совесть потеряешь - другой не купишь. ❽Посмотрит - рублём подарит. ❾Дети стали большими - им надо учиться. ❿Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Cлайд 9
Условие, время. Условие, время. 1, 2,7 Следствие, вывод. 9 Противопоставление. 6,10 Быстрая смена событий, неожиданный результат. 3,5 Сравнение. 4,8
Из 2-ух простых предложений составить БСП,ССП,СПП»
Cлайд 12
Обобщение и систематизация знаний по теме «Бессоюзные предложения, знаки препинания в них». 1.Беседа по вопросам - Назовите основные виды сложных предложений . -Начертите схему «Виды сложных предложений». -Охарактеризуйте БСП. Какие знаки препинания ставятся в них? От чего это зависит? Приведите примеры.
Закончите сложные бессоюзные предложения, выберите нужный знак препинания. 1.Нас охватило чувство страха… (причина). 2.Я давно написал другу письмо… (противопоставление) 3.Раздался удар грома… (быстрая смена действий или время).
Cлайд 16
Анализ примеров. Расставить знаки препинания и объяснить их постановку. Однако пора спать уже без четверти шесть. Сыр выпал с ним была плутовка такова. Уже вечерело солнце наполовину скрытое тучами садилось за небольшую осиновую рощу. Надо понять главное без посторонней помощи нам не обойтись. Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало. И думал он отсель грозить мы будем шведу. Сон стал смыкать его ресницы голова клонилась. Вышел из дома вдруг начался дождь.
Cлайд 17
Выборочный диктант. 1 вариант – выписать предложения, где необходимо поставить двоеточие. 2 вариант - выписать предложения, где необходимо поставить тире. 1.Кругом ярко светит солнце поохотиться еще можно. 2.Меня приняли любезно рекомендация была солидная. 3.Не мудрено голову срубить мудрено приставить. 4.В литературе стал редкостью большой роман у авторов хватает терпения только на небольшую повестушку.
Cлайд 18
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: повторить СПП , выписать из тестов 10 предложений с разными видами придаточных. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Cлайд 19
Самостоятельная работа. Расставить знаки препинания в предложениях. Объяснить их постановку. 1.Не спится няня здесь так душно. 2.Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озера мало-помалу исчезали во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке. 3.До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак. 4.Три года назад сделала она страшное открытие мама несчастна и одинока. 5.Калитка отворилась старушка протянула руку и ввела нас в комнату. 6.Зимой шумит лес ожидай оттепели. 7.Другое мое условие состоит в следующем ты будешь все видеть все знать все понимать. 8.Я поднял глаза высоко в небе неслись птицы. 9.Несчастья бояться счастья не видеть. 10.Время стоит еще раннее золотистый туман вьется над проселком