Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Урок подготовки к итоговой аттестации в 9 – 11 классах подготовлен учителем МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Cлайд 2
Знак препинания Примеры Отношения между простыми предложениями Можно вставить Барка тихо покачивалась на игравшей воде, где-то поскрипывало дерево жалобным звуком, дождь мягко сыпался на палубу. (М.Г.) Облака рассеялись, на темно-синем небе ярко засверкали звезды. (М.Г.) Одновременность явлений Последователь -ность явлений И И
Cлайд 3
Знак препинания Примеры Отношения между простыми предложениями Можно вставить Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощицу, лежавшую в полуверсте от сада, тень от нее тянулась без конца через неподвижные поля. (Тург.) Одновременность или последовательность явлений при условии осложненности простых предложений И
Cлайд 4
Знак препинания Примеры Отношения между простыми предложениями Можно вставить Печален я: со мною друга нет. (П.) Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (П.) Снял часы, глядит: машина, точно мельница, в пыли. (Твард.) Причинные Пояснительные Дополнительные Потому что Так как А именно Как-то И вижу, как Словно
Cлайд 5
Знак препинания Примеры Отношения между простыми предложениями Можно вставить Семь раз отмерь – один раз отрежь.(Посл.) Солнце взошло – начинается день. Закуковала кукушка – сей ячмень. Посмотрит – рублем подарит. (Некр.) Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (Крыл.) Солнце дымное встает – будет день горячий. Противительные Временные Условные Сравнительные Быстрая смена событий Вывод, следствие А, но Когда Если Как, будто, словно Следовательно Значит
Cлайд 6
Проверим себя Задание: укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.
Cлайд 7
Проверим себя Задание: укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.
Cлайд 8
Проверим себя Задание: укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.
Cлайд 9
Проверим себя Задание: укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Джельсомино запел – в окрестных домах вылетели стекла. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки. Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.
Cлайд 10
Проверим себя Задание: укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки. Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.
Cлайд 11
Проверим себя Задание: в каком предложении неправильно расставлены знаки препинания? Любишь кататься – люби и саночки возить. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно. Наступил вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер. Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.
Cлайд 12
Проверим себя Задание: в каком предложении неправильно расставлены знаки препинания? Я оглянулся: третьей тройки уже за нами не было. Вспыхнул свет: я зажмурил глаза. Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят. Будет дождик – будут и грибки.
Cлайд 13
Проверим себя Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса. 1, 2, 4 2, 3, 4 1, 2, 3, 4 1, 3, 4
Cлайд 14
Проверим себя Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Вы долго выбирали дорогой товар (1) например (2) телевизор (3) но плохо проверили его работу в магазине (4) и унесли домой (5) где обнаружили серьезные дефекты. 1, 2, 3, 4, 5 2, 3, 5 1, 3, 5 1, 2, 3, 5