Глухова Татьяна Ивановна Учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ № 1» г. Электросталь
Cлайд 2
ЕГЭ Страшно? Нет! Интересно!
Cлайд 3
Помощь в подготовке к ЕГЭ
Cлайд 4
Структура ЕГЭ по русскому языку. Е Г Э Часть А Задания с выбором ответа ( А 1 – А 30) Часть В Задания с кратким ответом. ( В1-В 8) Часть С Задание с развёрнутым ответом ( сочинение_)
Cлайд 5
Распределение заданий по уровню сложности
Cлайд 6
Cлайд 7
Виды работы с языковым материалом А 2-А27 26 баллов Работа с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений
Cлайд 8
. А1, А 28-30, В1-В 8 15 баллов Работа с языковыми явлениями, представленными в тексте Виды работы с языковым материалом
Cлайд 9
С 1 23 балла Работа над письменным монологическим высказыванием Виды работы с языковым материалом
Cлайд 10
Бланк ответов А
Cлайд 11
Cлайд 12
Задания типа А A1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) килОметр 2) кладОвая 3) отобралА 4) без инструктажА
Cлайд 13
А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1)более пятиста человек 2) инженеры 3) наисложнейший 4) в день именин Задания типа А
Cлайд 14
Задания типа А А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Опасаясь, что среди русского дворянства распространится мода на дуэли, 1) они были строжайше запрещены Петром I. 2) по указу Петра I запрещались не только поединки, но и публичные оскорбления. 3) вышел указ Петра I о запрещении поединков. 4) Пётр I запретил поединки специальным указом.
Cлайд 15
Задания типа А A12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой. 1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 2, 3
Cлайд 16
Трудности ЕГЭ А10 – характеристика предложений А11 – Морфологический разбор и признаки частей речи
Cлайд 17
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОЭТОМУ из предложения Поэтому этот вид грибов в настоящее время исключён из перечня съедобных грибов
Cлайд 18
Из предложения выпишите все прилагательные. Мне кажется, герой его фильма не способен на дурные поступки Кроме того, даже в хаосе можно найти положительные стороны, поскольку в нем ярко реализуются творческие возможности языка, не сдерживаемые строгими нормами Из предложения выпишите все частицы.
Cлайд 19
Трудности ЕГЭ В1 – Способы образования слов В4 – Типы односоставных предложений В5 – Обособленные члены предложения В6 – типы придаточных предложений и виды подчинения
Cлайд 20
Укажите способ образования слова ИЗМЕНЕНИЕ Эта позиция заключается в том, что для русского языка не страшны ни поток заимствований и жаргонизмов, ни вообще те большие и, главное, быстрые изменения, которые в нем происходят. В1
Cлайд 21
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание . В3. Мы видим на экране дерево, нарисованное детской рукой, потом слышится звук бензопилы.
Cлайд 22
Среди предложений 19–24 найдите сложные, в состав которых входят односоставные безличные, и запишите их номера через запятую. (19) Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. (20) Сказка рассказывает о неведомых странах, которые еще предстоит открыть. (21) Сказка открывает в тебе воображение, потому что его отсутствие может стать бедствием для людей и даже для страны. (22) Человек без воображения не способен понять чужую боль. (23) Вот, например, сказка «Лиса и Заяц» о том, что у страха глаза велики. (24) Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может показаться страшным зверем, которого невозможно победить В4 – Типы односоставных предложений
Cлайд 23
Среди предложений 24–29 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. В6(24) Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может показаться страшным зверем, которого невозможно победить. (25) И сильный, но с трусливой душой теряет голову и терпит поражение. (26) И только Петушок, несмотря на свою малость, имея храброе сердце, побеждает Лису. (27) Но сказка и о торжестве справедливости, потому что маленький человек, которому читают сказку, должен быть твердо уверен – правда на земле существует. (28) Если в раннем детстве ребенок переживает несправедливость и остается с этим чувством и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости ему некуда, отступать он может только в себя. (29) И тогда в нем развивается чувство ужаса, он живет с ощущением враждебности мира.
Cлайд 24
Критерии части «С» К1 постановка проблемы К-2 комментарий к поставленной проблеме К-3 выявление позиции автора К-4 аргументация поставленной позиции К-5 логичность изложения К-6 выразительность речи К-7 орфографические ошибки К-8 пунктуационные ошибки К-9 грамматические ошибки К-10 речевые ошибки К-11 этические ошибки К-12 фактические ошибки и ошибки в фоновом материале
Cлайд 25
Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? Проблемой может быть некоторое противоречие, Конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь( проблема «отцов» и «детей»).
Cлайд 26
Типовые конструкции Автор поднимает проблему… Автор затрагивает важную проблему… Автора текста волнует проблема… Проблема, которую хотел показать нам автор, такова… Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том,что… Текст …заставил меня задуматься над проблемой… Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель... Проблема, поднимаемая…, – это… Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это… Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и…. Что такое…?(В чем заключается…? Какую роль в жизни чело- века играет…?) Эту важную проблему поднимает автор
Cлайд 27
Как сформулировать проблему?
Cлайд 28
Какие бывают проблемы?
Cлайд 29
Вопросы для выявления проблемы Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? социальный – человек и общество; политический – человек и государственная власть, экологический – человек и окружающая среда; нравственный (этический) – взаимоотношения людей, нравственные ценности.) Какие аналогичные ситуации, случаи вам известны? Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.) Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).
Cлайд 30
Что понимается под словом «комментарий» Комментарий - рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова. Комментарий- 1-пояснения; 2- примечания; 3- толкование (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник)
Cлайд 31
Требования к комментарию 1.Комментировать сформулированную проблему; 2. Уметь находить и пояснять смысловые компоненты текста (проходить мыслительный путь, обратный авторскому, обозначая те стороны, которые особенно заинтересовали автора)
Cлайд 32
Важно! Уметь проанализировать что сказано и как сказано. Увидеть мысли и чувства автора, понять его замысел. Грамотно изложить свои наблюдения. !!! Комментарий всегда должен опираться на прочитанный текст.
Cлайд 33
Cлайд 34
Cлайд 35
Комментарий отсутствует. Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулированная. Прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором. Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста. Проблема прокомментирована неточно или противоречиво. Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента. Комментарий заменяется пересказом. Комментарий заменяется перечнем проблем.
Cлайд 36
Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.
Cлайд 37
В текстах официально-делового, научного и публицистического стилей идея текста и позиция автора, как правило, выражаются прямо. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей идея текста и позиция автора, как правило, выражаются косвенно( в подтексте).
Cлайд 38
Нельзя отождествлять «я» автора с «я» рассказчика. Рассказчик является посредником между миром произведения, автором и читателем. Он не всегда выражает авторское мнение, более того, его взгляд на мир может резко отличаться от авторского. Помните «Повествователей, высказывающихся от собственного, первого» лица, естественно называть рассказчиками. Рассказчик нередко является одновременно и персонажем произведения.
Cлайд 39
Позиция автора - убеждает читателя в правоте своей позиции; - пытается найти в читателе единомышленника; - ставит ряд нравственных вопросов; требующих немедленного разрешения; - пишет интересно и ново о старых проблемах; - говорит с тревогой о наболевших проблемах; - открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к…
Cлайд 40
Cлайд 41
Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок. Читательский опыт Художественная литература Историческая литература Научно- популярная литература
Cлайд 42
Композиция работы Основная проблема Комментарий Позиция автора Аргументация Вывод
Cлайд 43
Композиция работы Помните! Основная проблема Позиция автора КОММЕНТАРИЙ
Cлайд 44
В создании презентации использованы КИМы по подготовке учащихся к ЕГЭ и методические рекомендации для подготовки экспертов по проверке части « С» ЕГЭ по русскому языку