Цели урока Систематизирование знаний о причастии и его грамматических признаках. Формирование умений различать причастие и прилагательное. Обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи. Развитие навыков анализа художественного текста. Воспитание чувства прекрасного.
Cлайд 3
Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В. Ломоносов Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В.И. Даль ЭПИГРАФЫ:
Cлайд 4
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ЛЮБЛЮ ДЫМОК СПАЛЁННОЙ ЖНИВЫ, В СТЕПИ НОЧУЮЩИЙ ОБОЗ И НА ХОЛМЕ СРЕДЬ ЖЁЛТОЙ НИВЫ ЧЕТУ БЕЛЕЮЩИХ БЕРЁЗ. М.Ю. Лермонтов
Cлайд 5
Определения причастий Причастие – самостоятельная часть речи. (М.В. Ломоносов, академик Н.М. Шанский, и другие.) Причастие – особая форма глагола. (Академик Л.В. Щерба, М.М. Разумовская и другие.) Причастие – отглагольное прилагательное. (Академик Ф.И. Буслаев и другие.)
Cлайд 6
Спишите. Найдите причастия и прилагательные. Определите их синтаксическую роль Выглянувший солнечный луч. Серебристые сверкающие звёзды. Холодное бушующее море. Освещённая уютная комната.
Выделенные словосочетания замените причастиями Небо, которое светлеет-? Голос, который звенит-? Задача, которую решили-?
Cлайд 9
Проверка задания Светлеющее небо Звенящий голос Решённая задача
Cлайд 10
Родословное древо причастия.
Cлайд 11
Странная , друзья, часть речи я – Не предлог и не наречие. И союзы, и частицы мне не братья, не сестрицы!
Cлайд 12
Но в кого же я пошел?!!
Cлайд 13
Стать свою мне дал глагол: Та ж основа, время, вид. Может, я его гибрид? Синеть → синеющий - наст. вр., несов. вид Посинеть → посиневший - прош. вр., сов. вид
Cлайд 14
Белый – бела. Увлеченный – увлечена. (Какой?) Синий шар (Какой?) Синеющий шар Те же формы, окончания Не остались без внимания. Ну, а если быть внимательней, Очень схож я с прилагательным:
Cлайд 15
В предложении ролью схожи, Словно близнецы, похожи. Синий шар виднеется вдали. Синеющий шар виднеется вдали.
Cлайд 16
Вот такое я явление - Всем имею я почтение, Уважение, участие. Не узнали?
Cлайд 17
Я - ПРИЧАСТИЕ!
Cлайд 18
Cлайд 19
Позвольте вам, друзья, представиться! Хочу, конечно, всем понравиться. Не самозванец я – причастие! Прими в судьбе моей участие.
Cлайд 20
Давно считать меня не ново Особой формою глагола. Рисовать → рисующий →«который рисует»
Cлайд 21
Я очень схож и с прилагательным. Так что, дружок мой, будь внимательным! Седой старик – Седеющий старик
Cлайд 22
Запомни вот что обязательно: Я то действительное, то страдательное. Солнце , осветившее цветы – (действительное) Цветы , освещённые солнцем – (страдательное)
Cлайд 23
Друзей имея хоровод, я превращаюсь в оборот. Освещённые деревья качались. П.об. /Освещённые солнцем / деревья качались. (перед определяемым словом не обособляется)
Cлайд 24
А чтоб заметнее мы были, Нас выделяют запятыми! Деревья , /освещённые солнцем/, качались. (после определяемого слова обособляется) П.об.
Cлайд 25
I. Отметить причастие в каждом столбце Читающий Читать Читательский Читая Писать Письменный Написанный Напиши Красноватый Краснеющий Краснеть Красный
Cлайд 26
II. Найти соответствие Белел Белеющий Белизна Беленький а) глагол б) прилагательное в) существительное г) причастие
Cлайд 27
III. Указать строчку, в которой все слова являются причастиями Медленный, рассыпанный, желтеющий Озаренный, читающий, очаровавший Волшебный, чарующий, прекрасный
Cлайд 28
IV. Выбрать предложения с причастием Блестевший на солнце снег слепил глаза. Снеговые вершины холодно блестели. Волшебные звуки мелодии очаровывали. Сверкающий иней опушил деревья.
Cлайд 29
I. Отметить причастие в каждом столбце Читающий Читать Читательский Читая Писать Письменный Написанный Напиши Красноватый Краснеющий Краснеть Красный Ответ: (1, 3, 2)
Cлайд 30
II. Найти соответствие Ответ: (1а, 2г, 3в, 4б) Белел Белеющий Белизна Беленький а) глагол б) прилагательное в) существительное г) причастие
Cлайд 31
III. Указать строчку, в которой все слова являются причастиями Медленный, рассыпанный, желтеющий Озаренный, читающий, очаровавший Волшебный, чарующий, прекрасный Ответ: (2)
Cлайд 32
IV. Выбрать предложения с причастием Блестевший на солнце снег слепил глаза. Снеговые вершины холодно блестели. Волшебные звуки мелодии очаровывали. Сверкающий иней опушил деревья. Ответ: (1, 4)
Cлайд 33
Критерии оценок 1 ошибка – «5» 2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 5 и более ошибок – не зачтено
Cлайд 34
I – 1 II- 5 III – 4 IV – 3 V – 3 I – 2 II- 3 III – 5 IV – 4 V – 3 I – 2 II- 4 III – 2 IV – 3 V - 1 I – 4 II- 3 III – 1 IV – 3 V - 4 I – 4 II- 2 III – 3 IV – 4 V - 1 I – 3 II- 4 III – 2 IV – 1 V - 4
Анализ текста Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу? Если у него чуткая душа, - очень многое. Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок. Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки. Чарующая красота мира! Чарующие звуки природы! Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.
Cлайд 37
И.Э. Грабарь Февральская лазурь
Cлайд 38
И.Э. Грабарь Иней
Cлайд 39
К. Ф. Юон Русская зима
Cлайд 40
Cлайд 41
И.Э. Грабарь Февральская лазурь
Cлайд 42
И.Э. Грабарь Иней
Cлайд 43
К. Ф. Юон Русская зима
Cлайд 44
Cлайд 45
Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В. Ломоносов Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В.И. Даль ЭПИГРАФЫ:
Cлайд 46
Домашнее задание Закончить творческую работу по тексту. Написать миниатюру, используя причастия. «На свете чудеса рассеяны повсюду.» (Можно в стихах)
Cлайд 47
Жемчужные снежинки, сверкающие на солнце, медленно падают на землю. Жемчужные снежинки, которые сверкают на солнце, медленно падают на землю.