Урок в 7 классе по теме «Деепричастие» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г.Нурлат РТ Газизова Алсу Минталиповна
Cлайд 2
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие».
Cлайд 3
Цели урока: закрепление сведений о деепричастии, повторение орфограмм и пунктограмм деепричастия, развитие умений различать деепричастные и причастные обороты, совершенствование навыков и умений конструировать предложения с деепричастными оборотами, привитие учащимися культуры поведения в общественных местах.
Cлайд 4
1.Повторение теоретического материала. Ответьте на вопросы: Что такое деепричастие? Каково грамматическое значение деепричастия? Назовите морфологические признаки деепричастия? Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?
Cлайд 5
2.Работа с текстом. Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. При этом сними фуражку или шапку и не надевай, пока не пожмешь руку. Подавая руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперед. Кланяясь, нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. Садясь в трамвай или автобус, пропусти первой в двери свою спутницу. Задание: выпишите из текста сначала одиночные деепричастия, затем деепричастные обороты.
Cлайд 6
3.Замените один из глаголов деепричастием, запишите полученные предложения, расставив знаки препинания. Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром. Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
Cлайд 7
4.Придумайте предложения, которые соответствовали бы данным схемам, и запишите их в тетради. 1) , . . . 2) ……, . . . . , . 3) . . . , .
Cлайд 8
5.Сравните причастия и деепричастия по следующему плану: От слов какой части речи образуются причастия и деепричастия? Что обозначают? Признаки каких частей речи сочетают в себе? Как изменяются? Чем отличаются по морфемному составу? Какими членами предложения могут быть? Какую часть речи обычно распространяют в предложении?
Cлайд 9
6.Найдите предложения с причастными оборотами. Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам. Летающая над костром бабочка была необычайно красива. Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх. Поднявшись , он быстро подошёл к окну.
Cлайд 10
Отметив маршрут, туристы устроились на отдых. Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться. Охотники любовались степью, остывшей за ночь. Усеянное звездами небо манило к себе.
Cлайд 11
7. Найдите предложения с деепричастными оборотами. Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока, покатилась по льду. Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы. Черный дым, поднимавшийся из-за леса, застилал горизонт. Костёр, потрескивая в ночи, весело горел. Молнии, освещавшие черное небо, пугали людей. Вспомнив о забытом мяче, Вася вернулся в спортзал. Вернувшийся вовремя сторож помешал грабителю.
Cлайд 12
8.Раскройте скобки. (Не) зная ничего, (не) чувствуя опасности, (не) думая ни о чём, идти (не) спеша, (не) доумевая по поводу случившегося, (не) говоря лишних слов, работать (не) покладая рук, (не) беспокоясь ни о чём, (не) навидя ложь, (не) решаясь приблизиться.